Роскосмос пытается установить связь со спутником "Экспресс-АМ4"

Эксперты Роскосмоса обнаружили разгонный блок "Бриз-М", при помощи которого осуществлялся вывод на орбиту спутника связи "Экспресс-АМ4". В настоящее время специалистами предпринимаются попытки установить связь с данным спутником, выведенным на нерасчетную орбиту.

Эксперты Роскосмоса обнаружили разгонный блок "Бриз-М", при помощи которого осуществлялся вывод на орбиту спутника связи "Экспресс-АМ4". В настоящее время специалистами предпринимаются попытки установить связь с данным спутником, выведенным на нерасчетную орбиту. Об этом сообщило российско-американское предприятие International Launch Services (ILS), мажоритарная доля в котором принадлежит Государственному космическому научно-производственному центру имени Хруничева.

Как свидетельствует представители ILS, ракета-носитель "Протон-М", доставлявшая аппарат в космос, "отработала, как положено". Орбитальный блок в составе верхней ступени "разгонника" "Бриз-М" и спутника "отделился в положенное время". Однако, по словам представителей компания, "контакт с "Бриз-М" и космическим аппаратом "Экспресс-АМ4" был потерян после четвертого включения маршевого двигателя верхней ступени разгонного блока". "Специалистам Роскосмоса удалось установить местонахождение верхней ступени "Бриз-М", и в данный момент они пытаются установить контакт с космическим аппаратом "Экспресс-АМ4", – подчеркивают в International Launch Services.

Источник в компании напоминает, что в России разбирательством обстоятельств случившегося занимается государственная комиссия. ILS со своей стороны сформирует собственную схожую структуру, которая займется параллельным анализом произошедшего, а также изучит выводы российской государственной комиссии и меры недопущения подобных инцидентов в будущем. Компания также намерена работать с ГКНПЦ имени Хруничева в целях "скорейшего возвращения к пускам "Протонов".

International Launch Services базируется в пригороде Вашингтона – Рестоне (штат Вирджиния) и занимается продвижением на международный рынок услуг тяжелого носителя "Протон" и разгонного блока "Бриз-М", которые разработаны ГКНПЦ имени Хруничева. Компания была учреждена в 1995 году Lockheed Martin Corporation, ГКНПЦ имени Хруничева и РКК "Энергия". В 2006 году Lockheed Martin Corporation вышла из партнерства вместе со своей ракетой "Атлас", продав мажоритарную долю германскому предпринимателю Марио Лемме, который для представления своих интересов в ILS создал фирму Space Transport. В мае 2008 года ГКНПЦ имени Хруничева выкупил эту долю у Space Transport.

Ранее отраслевой еженедельник Space News сообщил, что спутник "Экспресс-АМ4" был обнаружен в пятницу средствами системы контроля космического пространства Стратегического командования (СТРАТКОМ) вооруженных сил США. аппарат находится на орбите, параметры которой составляют: наклонение – 51,3 градуса, расстояние от Земли в апогее – 20317 километров, в перигее – 1007 километров. Ранее система слежения СТРАТКОМ, формируемая наземными радарами и оптико-электронными узлами, нашла дополнительный топливный бак ракеты-носителя "Протон-М", производившей нынешний вывод в космос.

Эксперты в космической отрасли изложили изданию Space News несколько вариантов возможного дальнейшего развития событий. Согласно одному из них, спутник будет тяжело перевести из текущего местоположения на нужную геостационарную орбиту таким образом, чтобы у аппарата остался существенный "запас жизни". Энергии аккумуляторов спутника достаточно на то, чтобы "продержаться", как минимум, 48 часов без раскрытия солнечных батарей. Однако даже их неполное раскрытие якобы позволит спутнику, если тот действительно занял стандартную позицию ориентировки на солнце при нештатных ситуациях, дождаться в функционирующем состоянии команд с Земли. В случае реализации такого сценария спутник, видимо, удастся спасти, хотя продолжительность его эксплуатации и не составит расчетные 15 лет, передает ИТАР-ТАСС.

Между тем, представители американо-канадского Объединенного командования аэрокосмической обороны Северной Америки (НОРАД) не подтвердили данные о том, что спутник "Экспресс-АМ4" был ими обнаружен. "Информация о том, что мы нашли российский спутник, не соответствует действительности. Нас это не касается, потому что мы не следим за спутниками", – сказал официальный представитель НОРАД Майкл Хамфрис. В ответ на просьбу уточнить, какой именно объект находится в каталоге НОРАД под номером 2011-045А, под которым, согласно ряду сообщений, числится потерянный спутник, Хамфрис сказал: "Я не представляю, о чем вы говорите".

Параметры целевой орбиты аппарата составляют: наклонение – 20,5 градуса, расстояние от Земли в апогее – 35786 километров, в перигее – 5210 километров. Стоимость спутника составляет около 300 миллионов долларов. "Экспресс-АМ4" является мощным космическим аппаратом нового класса. Его суммарная емкость составляет 2722 мегагерца, то есть почти одну треть ресурса всей действующей отечественной спутниковой группировки космической связи из 11 спутников. Он оснащен 63 транспондерами ц-, кУ-, кА- и л- диапазонов. кА- диапазон – новый для России. Антенны аппарата должны были обеспечить устойчивое покрытие почти всей территории России, а также стран СНГ и Центральной Европы.