Покупки онлайн: как уберечься от интернет-мошенников

Почти половина россиян пользуется сегодня Интернетом. При этом большинство из них никогда не совершали онлайн-покупок. Об этом свидетельствуют результаты исследования, которое провел ВЦИОМ. Что чаще всего покупают в Интернете и как не стать жертвой мошенников, делая покупки в Сети?

Почти половина россиян на сегодняшний день пользуется Интернетом. При этом большинство из них никогда не совершали онлайн-покупок. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения.

Исследование показало, интернет-пользователи составляют 49% россиян, но только 29% из них имеют опыт шоппинга Сети. Самый востребованный товар – одежда и обувь (такие товары случалось покупать 9% опрошенных). В пятерке самых популярных онлайн-покупок также оказались предметы электроники, книги (а вместе с ними журналы, видео- и аудиодиски, компьютерные игры), железнодорожные и авиабилеты и путевки (по 7%), а также мелкая бытовая техника (6%).

Чуть менее популярная покупка – билеты в театр (клуб, кино на концерт), крупная бытовая техника (по 5%), косметика (4%), товары для дома, спортивный инвентарь, купоны на скидки (по 3%). Реже всего россияне покупают в Сети украшения, продукты питания (по 2%), цветы и мебель (по 1%). И практически никто не покупает в Интернете валюту и домашних животных (менее 1% опрошенных).

71% пользователей вообще никогда ничего не покупали в Сети. Не имеют подобного опыта, как правило, жители малых годов и сел (по 78%), в то время как в Москве и Санкт-Петербурге доля таких респондентов существенно ниже (57%).

Почему же россияне не стремятся покупать что бы то ни было не отходя от компьютера? Может быть, страх перед мошенниками и неуверенность в том, что они получат именно то, что заказывали (если вообще получат)?

О задержании кибермошенников, использовавших фиктивные интернет-магазины, сообщили сегодня в ГУ МВД России по Москве. Оперативники 11 отдела МУРа совместно с сотрудниками отдела "К" задержали подозреваемых в совершении целой серии мошенничеств.

Жалоба на мошенников поступила еще в феврале этого года. В правоохранительные органы обратился мужчина и пожаловался на сайт магазина, торгующего топливом из отходов древесного производства. Свой товар магазин предлагал по весьма выгодным ценам.

Мужчина оговорил с менеджером сумму заказа и сроки поставки, после чего оплатил по присланным ему платежным документам сумму в 13,5 тысяч рублей. После этого ему сообщили, что заказанная продукция выслана, однако поставка откладывается. Своего заказа мужчина так и не дождался: спустя месяц телефон интернет-магазина оказался заблокирован.

Работая над раскрытием этого преступления, оперативники установили еще несколько адресов подобных интернет-магазинов, торгующих стройматериалами и древесным топливом. Выяснилось, что мошенники изготовили несколько рекламных сайтов, приобрели пакет документов на коммерческую фирму и наняли работников для приема заказов по телефону. После этого сайты работали не более двух месяцев, а затем сотрудники просто переставали отвечать на требования клиентов.

Пока сыщикам известно о трех эпизодах, к которым причастны подозреваемые, ущерб по ним составил более 1 миллиона рублей. В ходе обыска у подозреваемых изъяли свыше 13 миллионов рублей, ноутбуки, печати и документы коммерческих фирм. Есть все основания полагать, что это далеко не полный перечень "подвигов" задержанных.

Как же отличить честный Интернет-магазин от уловки мошенников? Опытные пользователи поделились с Вестями.Ru простыми советами. Во-первых, стоит делать покупки в хорошо известных интернет-магазинах, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны. В Сети всегда можно найти отзывы о том или ином магазине – не обязательно на сайте самого магазина. Достаточно набрать название магазина в каком-нибудь известном поисковике – порой уже в первой пятерке результатов появятся жалобы на этот магазин.

Во-вторых, прежде чем делать заказ, нужно убедиться, что у интернет-магазина есть не только юридический адрес, но и физический. То есть, у магазина должен быть склад, куда можно приехать и самому забрать товар, не дожидаясь доставки.

Большое количество грамматических ошибок, нерабочих гиперссылок, разделов, которые "находятся на реконструкции", множество сторонних баннеров и кнопок счетчиков – тоже повод задуматься. Как и слишком низкие цены – ведь интернет-магазин не будет работать себе в убыток.

Интернет-покупателю стоит помнить, что, внося предоплату, он фактически отдает деньги "под честное слово". Нормальная практика – если магазин предлагает несколько видов оплаты (оплата при самовывозе, оплата курьеру, оплата при получении наложенным платежом). Если предлагается только один метод (в особенности с полной предоплатой) – это весьма подозрительно.