В том, что "фейсбукофон" (с кодовым именем Баффи) когда-нибудь появится, сомнений, кажется, уже не осталось ни у кого, и теперь пользователей интересует, как он будет выглядеть. ПО и "железо" известных американских IT-фирм оказались на службе сирийских спецслужб, подавляющих оппозицию.

В том, что "фейсбукофон" (с кодовым именем Баффи) когда-нибудь появится, сомнений, кажется, уже не осталось ни у кого, и теперь пользователей интересует, как он будет выглядеть.

О самом аппарате говорить сложно – его, скорее всего, пока просто нет в природе. А вот операционка – сильно модифицированный Android – по слухам как две капли воды похожа на последнюю версию приложения Facebook для iPhone. Об этом сообщил порталу Business Insider один из разработчиков ОС для Баффи.

Как пишет издание, он, увидев интерфейс приложения, был просто поражен. В частности, по словам разработчика, то, как новостная лента отодвигается вправо, открывая доступ к меню – вообще начисто скопировано с Баффи. Причем это считалось одной из эксклюзивных дизайнерских идей. Хотя трудно поверить, что разработчик одного из продуктов Facebook совершенно не в курсе того, как сделан другой продукт компании. Правда это или нет, покажет время. Когда мир увидит настоящую операционку для Баффи, можно только догадываться.

Еще одна утечка, которая досталась Business Insider - изданию удалось узнать, что "фейсбукофоны" изначально планировали раздавать совершенно бесплатно. По плану Facebook, окупаться аппараты должны были за счет рекламы. Однако когда в компании подсчитали, что производство одного смартфона обойдется примерно в 700 долларов, от этой идеи отказались.

Кроме того, изначально в Facebook хотели продавать аппараты без контрактов – как все телефоны в России. Но эта затея также была признана провальной - американцы не привыкли покупать сим-карты отдельно от телефонов.

*** ***

Технологии Кремниевой долины оказались по обе стороны баррикад в Северной Африке и на Ближнем Востоке. В то время как революционеры используют Twitter и Facebook для организации и координации своих акций, правительства применяют более комплексный и высокотехнологичный подход.

Так, стало известно, оборудование, которое используют сирийские спецслужбы для слежения за интернет-деятельностью сторонников оппозиции, произведено компанией Hewlett Packard. "Железо" было закуплено сирийцами в Италии, у одного из дилеров HP. В деле также замешана небольшая калифорнийская компания NetApp, которая производит серверное оборудование.

В компаниях, впрочем, все отрицают, заявляя, что не знают, как их продукция попала в Сирию. В США уже несколько лет действует эмбарго на поставку высокотехнологичной продукции в страны Северной Африки и Ближнего Востока. Очевидно, это порождает серьезные масштабы контрабанды, которая в перспективе может оказаться не менее выгодной, чем контрабанда оружия.

Отметим, что, в то время как большинство компаний Кремниевой долины стремятся дистанцироваться от большой политики, некоторые, напротив, пытаются использовать ее в имиджевых целях. Так, например, производитель защитных программ Websense свернул свою абсолютно легальную деятельность в Йемене, как только узнал, что местные власти используют его ПО против оппозиции.