Проект "Стадион"

Читать Вести в MAX
Вести.Ru продолжают цикл репортажей о футбольной индустрии европейских стран. Сегодня мы публикуем рассказ о двух французских стадионах – "Стад де Франс" и "Стад де Альп".

Вести.Ru продолжают цикл репортажей о футбольной индустрии европейских стран.

Россия претендует на право принять у себя футбольный чемпионат мира 2018 или 2022 года. Полным ходом идет подготовка заявочной книги, определены города, которые потенциально примут матчи чемпионата мира. Впервые за многие годы перспектива заполучить главный мировой футбольный праздник четырехлетия не выглядит утопией. Почему нет? Россия неоднократно доказывала, что способна проводить международные соревнования самого высокого уровня. В Восточной Европе еще никогда не проводились столь масштабные спортивные проекты. Да и в целом, с точки зрения развития футбола, нам такой турнир гораздо нужнее, нежели Англии, Испании, Португалии, США или Японии. Просто нужнее. Может, мы наконец-то смогли бы построить современные аэропорты, гостиницы, дороги, организовать удобный сервис. И главное – обзавестись супераренами, без которых представить нынешнее футбольное действо становится все более и более проблематично.

Однако построить – это всего лишь полдела. Необходимо научиться грамотно управлять объектами инфраструктуры, ведь чемпионат мира длится всего лишь месяц, а стадионы строятся на десятилетия. Через какое-то время они должны окупиться и начать приносить прибыль. Ведь современный стадион это не просто объект недвижимости, а в первую очередь многофункциональный комплекс и четко продуманный бизнес-проект.

"Стад де Франс"

В 1998 году в пригороде Парижа Сен-Дени открылся новый красавец-стадион "Стад де Франс". Поначалу мнения французов относительно новой арены резко разделились. Одним казалось, что сумма, потраченная на строительство (без малого 450 млн. долларов), превосходит все разумные пределы и что Париж при наличии знаменитого "Парк де Пренс" не нуждается в столь дорогостоящих проектах. Другие критиковали само месторасположение стадиона: Сен-Дени – промышленный район, который особой популярностью среди горожан не пользовался. Третьи с опаской оценивали будущее финансовое благополучие арены. Все изменилось после триумфального для Франции финального матча ЧМ-1998 по футболу. Стадион в одночасье превратился в культовое место для французов и для миллионов футбольных болельщиков со всего мира. "Стад де Франс" стал мировым брендом, украшением Парижа, а также одним из самых успешных коммерческих предприятий в своей области.

Первый камень в основание будущего сооружения заложили 6 сентября 1995 года. Для строительства новой суперсовременной арены был создан специальный консорциум, объединивший частный и государственный капитал (53% частные средства, 47% предоставило государство). Консорциум получил право управлять стадионом до 2025 года, что было одним из условий участия в проекте частных компаний. Работы были произведены в очень сжатые сроки – всего за два года, два месяца и три недели, что никоим образом не отразилось на качестве строительства. Внешне стадион, построенный в стиле модерн, напоминает летающую тарелку. Такое ощущение создает крыша-диск, которая как бы накрывает все зрительские места на трибунах. Внутри же комплекса царит прагматизм и рационализм. Нет ни дорогущей отделки, ни намека на особый статус арены. Вокруг сплошное царство бетона и металлоконструкций. Все сделано по принципу "ничего лишнего", который в целом характерен для европейцев. Главное – комфорт и безопасность. Так, например, смотреть футбол удобно с любой точки трехярусной конструкции. Бетонные стены – это противопожарная мера. А эвакуация зрителей 80- тысячного стадиона занимает около 5 минут. Однако, несмотря на скромное внутренне убранство, арена, как и в сказке "Страна чудес", имеет и свое закулисье.

"Стад де Франс" стал одним из первых стадионов, где была реализована концепция "территории для VIP-гостей". И теперь свои основные прибыли управляющий консорциум извлекает из всего того, что скрывается под аббревиатурой VIP. В первую очередь это продажа на сезон специальных лож, которые расположены по периметру стадиона. Всего их 117. Аренда такой ложи обходится в 300-400 тысяч евро в год, а обслуживание клиентов во время мероприятий осуществляется по системе "все включено". Понятное дело, что такие деньги в состоянии платить лишь представители крупного бизнеса и ведущих европейских компаний. В этом и заключается стратегия подобного маркетингового хода. На любом мероприятии, будь то футбольный матч или концерт популярного исполнителя, создается неформальная обстановка, которая способствует более свободному общению. Ведь куда проще обсуждать деловые вопросы с бокалом вина в руке, наблюдая за матчем любимой команды или выступлением известного певца, чем быть скованным протокольными рамками даже самого престижного офиса. Неудивительно, что все чаще трудные переговоры и сделки совершаются именно в закрытых VIP-ложах, а бизнесмены выкладывают немалые деньги, чтобы провести время с пользой для дела, одновременно наслаждаясь зрелищем, предстающим перед ними в чаше стадиона. Для многих компаний аренда ложи на "Стад де Франс" – вопрос престижа и респектабельности.

Ежегодно на "Стад де Франс" проводится около 30 мероприятий. Это матчи национальной футбольной сборной, кубка Франции, регбийные соревнования. На арене регулярно выступают такие известные исполнители, как Джонни Холлидей, Милен Фармер, "Роллинг Стоунз", U2, Селин Дион, Мадонна, Джордж Майкл, AC/DC. Аренда стадиона обходится организаторам в 140 тысяч евро за событие. Это хороший бизнес, если учесть, что владельцы стадиона получают определенный процент с продажи еды и напитков во время и перед мероприятием.

На арене действуют несколько ресторанов, а также специальных павильонов, которые сдаются для проведения различных семинаров и корпоративных мероприятий. Людям интересно оказаться в том самом месте, где вершилась футбольная история трехцветных. По этой причине наряду с бизнес-мероприятиями растет количество обычных туристов, желающих побывать в раздевалке сборной Франции, посетить фирменный бутик, музей стадиона и запечатлеться на память на фоне изумрудного газона. Экскурсия по такому маршруту стоит 12 евро. Такая схема использования внутренней инфраструктуры позволяет регулярно и круглогодично получать значительные доходы, причем вне зависимости от количества мероприятий, проводящихся на "Стад де Франс".

Представители консорциума утверждают, что вложенные в строительство арены деньги полностью окупятся к 2014 году, то есть самоокупаемость проекта составляет 19 лет. Следующие 11 лет "Стад де Франс" будет приносить своим владельцам чистую прибыль.

Альпийская жемчужина

Как известно, в столице и крупных городах реализовывать масштабные проекты гораздо проще, нежели в населенных пунктах рангом пониже. Количество населения во многом определяет маркетинговую стратегию при развитии стадионного хозяйства. В небольших городах арены нужны компактные, универсальные. Да и население там менее требовательно к столичным изыскам. Ярким примером такого подхода является стадион "Стад де Альп" в Гренобле, построенный в 2007 году.

Его строительство обошлось местной мэрии в 80 млн. евро. Такая сумма не кажется неподъемной и для большинства российских регионов. Вместимость арены составляет 20 тыс. человек, но построена она таким образом, что в проект уже заложена возможность модернизации и расширения посадочных мест до 28 тыс. Главной же конструктивной особенностью стадиона являются солнечные батареи, расположенные на прозрачной крыше строения. Такая технология позволяет значительно экономить затраты на электроэнергию. Арена в Гренобле не располагает фешенебельными бизнес-площадками. Арендовать VIP-ложу на сезон можно от 45 до 48 тыс. евро в год (4 тыс. евро с человека). За эту сумму клиент может рассчитывать на коктейли и бутерброды во время мероприятия, которых в год набегает около 25-ти, включая матчи ФК "Гренобль38". Арендная плата за проведение события колеблется в пределах от 50 до 70 тыс. евро.

В отличие от "Стад де Франс" его младший брат "Стад де Альп" изначально не планировался как сугубо коммерческое предприятие. Это в большей степени социальный проект муниципальных властей. Рассчитывать на то, что он окупится, в ближайшие десятилетия не приходится – не тот масштаб. Тем не менее, регулярно заполненные трибуны этого самобытного стадиона являются лучшим доказательством тому, что деньги на его возведение были потрачены не зря.

Автор благодарит специализацию "Менеджмент в игровых видах спорта" Государственного университета управления за помощь в подготовке репортажа из Франции.