На этой неделе – редкий случай – главной премьерой нельзя не признать отечественный фильм, и это не туповатое зрелище с очередной беспомощной претензией на блокбастер, а кино серьезное, авторское. "Край" Алексея Учителя решено отправиь на соискание "Оскара".

На этой неделе – редкий случай – главной премьерой нельзя не признать отечественный фильм, и это не туповатое зрелище с очередной беспомощной претензией на блокбастер, а кино серьезное, авторское. "Край" Алексея Учителя – тот самый фильм, который российский "оскаровский" комитет решил отправить в Штаты на соискание самой престижной кинопремии мира. После просмотра становится очевидно, что причины для принятия такого решения были вескими: причем признает это даже тот, кому фильм не понравится. Во-первых, кино сделано броско, ярко и профессионально – а что без китча не обошлось, то картине, к примеру, "Вор" это не помешало получить номинацию. Во-вторых, в главной роли – игравший в том же "Воре", а значит, отдаленно знакомый американским академикам, артист Владимир Машков. В-третьих, "Край" - картина о том, что такое Россия, а за рубежом до сих пор многим хочется узнать хоть какой-нибудь ответ на этот сакраментальный вопрос.

Итак, что же такое Россия? Край – дальше некуда; так и называется поселение ссыльных на далеком севере, среди тайги, куда приезжает в 1946 году фронтовик Игнат, дважды контуженный машинист: его роль, собственно, поручена Машкову. У мужественного и неразговорчивого супермена тут же объявляются две зазнобы – ссыльная Софья, воспитывающая немого мальчика, прижитого от немца, и дочь немецкого инженера Эльза, скрывавшаяся несколько лет в лесу и ничего не знавшая о великой Войне. Однако у самого Игната любовь одна: паровозы, которых, по необъяснимым причинам, в поселке Край аж три штуки. Отремонтировав самый старинный и ущербный, дав ему имя "Густав", Игнат пускается наперегонки с машинистами-конкурентами, обгоняя их по всем показателям. Однако потом раздаются шаги командора, то есть, мрачного представителя центральных властей, роль которого со свойственным ему фирменным блеском исполняет Сергей Гармаш, и близится трагическая развязка.

"Край" мог бы быть образцом примиренческого кино о широте русской натуры и души – чем-то транснациональным и забавным, наподобие незаслуженно подзабытой "Кукушки" Александра Рогожкина, - но сценарий получился значительно менее лирическим и камерным. Нелепиц и неувязок много, быт вынесенного в заголовок населенного пункта показан схематично и, несмотря на наличие немалого количества талантливых актеров, на общем фоне выделяется один только Александр Баширов. Сомнительно смотрится и обобщающий образ медведя, которого в какой-то момент давят паровозом и съедают. Зато центральный персонаж, безотносительно к сюжету, получился ярким и играет его Машков с бесспорной отдачей: мужик, влюбленный не в женщин, а в паровозы, - безусловно, чисто русский иррациональный типаж. И еще один плюс, на который, будем надеяться, американские академики тоже обратят внимание: изобретательная и поэтичная работа блестящего оператора Юрия Клименко.

"Кино" с Антоном Долинным на радио "Вести ФМ"