Нобелевский комитет заранее предупреждал, что премия мира в нынешнем году преподнесет сюрприз, а у некоторых вызовет резко негативную реакцию. Итак, 1,5 миллиона премиальных долларов достались китайскому диссиденту Лю Сяобо, который, судя по всему, и получить-то деньги не сможет, так как сидит в тюрьме за то, что с другими активистами написал манифест, призывающий к введению в стране многопартийности и обеспечению свободы слова в Китае. Борец за демократические свободы отбывает 11-летний срок. Нынешний выбор Нобелевского комитета и реакцию на него "Вести ФМ" обсуждает с экспертом Алексеем Масловым, заведующим отделением востоковедения Высшей школы экономики.
"Вести ФМ": Алексей Александрович, здравствуйте!
Маслов: Здравствуйте!
"Вести ФМ": Пока нет никаких сообщений о реакции китайских властей на известие о лауреате Нобелевской премии мира за этот год. С вашей точки зрения , ее и не будет, этой реакции?
Маслов: Нет, реакция будет и, более того, на неофициальных сайтах уже появилась реакция, которая формально как бы исходит от обычных китайских граждан, хотя, безусловно, это так или иначе подкрепляется официальной версией. Китай резко осуждает и возмущен присуждением премии диссиденту. Официальная реакция обязательно последует. Она последует в течение, я думаю, ближайших дней, потому что для Китая Лю Сяобо был и остается преступником, осужденным по решению суда, то есть по всем официальным процедурам. И в этом плане, конечно, сама по себе процедура присвоения Нобелевской премии – это конфликтная ситуация и, по сути дела, такое стандартное столкновение между мнением США о том, что такое права человека для Китая и внутренним китайским мнением, как нужно соблюдать и поддерживать демократию внутри Китая.
"Вести ФМ": Получается, что здесь просматривается некий политический интерес ведущих мировых держав, проще говоря, щелчок по носу Китаю.
Маслов: Во-первых, надо честно признаться, что практически присуждение любой премии мира от Горбачева до Барака Обамы – это всегда политический контекст. Сейчас это щелчок по носу Китая, потому что США всегда пытается так или иначе, или, грубо говоря, все западные страны, контролировать Китай через ряд вполне стандартных рычагов. Это обвинение Китая в нарушении прав человека, собственно, что мы сейчас видим, это проблема Синьцзяна, проблема Тибета, проблема Тайваня. И вот США воспользовался в очередной раз той же самой стандартной ситуацией. Что касается Лю Сяобо, – это, действительно, очень талантливый писатель. Если отвлечься даже от его политических деклараций, у него есть удивительные повести, очень красивые рассказы и он сам по себе как писатель, безусловно, человек состоявшийся. И Китай поддерживал его в его литературных начинаниях. Но как только он начал принимать активное участие в событиях на площади Тяньаньмэнь в 1989, потом в 2008 году, написал Декларацию, под которой, кстати, подписалось почти 9000 человек. Китайская реакция последовала незамедлительно, и Китай как всегда четко расставляет свои приоритеты: пока человек не пытается хоть как-то разрушить нормы национальной государственной безопасности, он приемлем для этого строя. И то, что сегодня произошло, это, честно говоря, просто попытка опять расшатать Китай, зная, что Китай стандартно отреагирует, Китай будет обязательно заявлять, что это попытка вмешательства в его внутренние дела и, тем самым, в очередной раз набирается дистанция между американской и китайской политикой.