Пол Кругман о выборах в Конгресс: Америка над пропастью

На следующей неделе Америке предстоят выборы в Конгресс, которые известный экономист Пол Кргуман в своей колонке в The New York Times сравнивает с попыткой перепрыгнуть экономическую пропасть. То, что страна может туда рухнуть, Кругман отнюдь не исключает.

На следующей неделе Америке предстоят выборы в Конгресс, которые известный экономист Пол Кргуман в своей колонке в The New York Times сравнивает с попыткой перепрыгнуть экономическую пропасть. То, что страна может туда рухнуть, Кругман отнюдь не исключает.

Правда в том, пишет эксперт, что, если бы экономическая ситуация была лучше, если бы безработица существенно сократилась за прошлый год, предстоящие выборы не стали бы битвой идеологий – тем, чем они становятся сейчас.

"Мы бы просто поговорили о некоторых неудачах демократов – не более, чем обычно на экваторе первого президентского срока, – пишет Кругман. - То, что в действительности кроется за этими выборами - экономическая политика, не достигшая своей цели. Почему? Потому что она была неадекватна вызовам".

Придя во власть, Обама получил национальную экономику в ужасном состоянии – более ужасном, чем он и его советники предполагали. Они прекрасно понимали, что страна переживет самый пик острого финансового кризиса, но про уроки истории совершенно забыли. А история говорит о том, что после каждого кризиса наступает длительный период высокой безработицы, продолжает эксперт.

"Если бросить взгляд назад на экономический прогноз, которым Барак Обама подкрепил свою стратегию, поражает непонятно на чем основанный оптимизм по поводу способности экономики к самоизлечению, - развивает свою мысль Кругман. - Аналитики Обамы предполагали, что даже без его плана спасения, безработица достигнет пика в 9%, а затем начнет быстро снижаться. Фискальное стимулирование было нужно лишь для того, чтобы предотвратить катастрофу в самом начале".

Но экономики, переживающие острые кризисы, так просто не выздоравливают, подчеркивает эксперт. Если взять панику 1893 год, шведский кризис 1992 года, кризисы в Японии – все их объединяет одно: длинный посткризисный период упадка. Это верно даже для случая со Швецией, когда правительство действовало быстро и решительно, спасая банковскую систему.

"Чтобы избежать подобного сценария, Америке требовалась более масштабная стимулирующая программа, чем та, которую одобрили. Причем, неадекватность стимулирующего пакета была очевидна с самого начала, - отмечает Кругман. Именно эта неадекватность привела к политической катастрофе. Да, не все так уж плохо: без стимулирующего пакета уровень безработицы в США к настоящему моменту достиг бы 12%. Но избиратели реагируют на факты, а факт в том, что экономическая политика нынешней администрации провалилась".

Взыгравшие духом республиканцы не вынесли из нынешнего кризиса никаких уроков, кроме того, что делать все возможное для подрыва позиций Обамы – их выигрышная стратегия. Сокращение налогов и дерегулирование – по-прежнему альфа и омега республиканского виденья экономической политики. Если они получат одну или две палаты Конгресса, политический паралич стране гарантирован, считает аналитик.

"Возможен ли более благоприятный сценарий? Может быть, избиратели еще раз подумают перед тем, как снова отдать власть в руки тех, кто привел страну к кризису. Может быть, республиканцы слабее, чем показывают опросы, и это даст Обаме второй шанс вытащить национальную экономику. Однако пока все это выглядит, как робкая попытка перепрыгнуть пропасть - мы недопрыгнули, и падаем спиной на скалы", - заключает Кругман.