"Литературная матрица": разные писатели для разных читателей. "Книги" с Сергеем Шаргуновым

Читать Вести в MAX
"Литературная матрица". Издательство Лимбус Пресс. 2010 год. А все-таки не удержусь от рецензии на эту книгу! Слишком много споров вокруг нее в литературном сообществе. Кто-то возмущается неоднородностью текстов и тем, что весь винегрет озаглавлен пафосным словом "учебник".

"Литературная матрица". Издательство Лимбус Пресс. 2010 год.

А все-таки не удержусь от рецензии на эту книгу! Слишком много споров вокруг нее в литературном сообществе. Кто-то возмущается неоднородностью текстов и тем, что весь винегрет озаглавлен пафосным словом "учебник". Кто-то, наоборот, проектом восхищен.

Но главное остается главным – этот двухтомник, действительно, гораздо шире, чем учебник и предназначен не только школьникам или студентам, но всем, кто, во-первых, любит русскую классику и, во-вторых, интересуется современной русской словесностью.

Сами организаторы проекты, в частности, питерский литератор Вадим Левенталь, говорят, что "Литературная матрица" – это уникальный проект альтернативного школьного учебника по литературе.

В этом проекте на 1300 страницах рассказывается о классиках русской литературы – от Пушкина до Солженицына – из уст писателей и поэтов. Не ученые-литературоведы, не патентованные педагоги, а художники говорят о художниках.

Каждому из 40 авторов в 42-х статьях было предложено написать о своем любимом писателе или поэте прошлого, чьи произведения входят в школьную программу по литературе (10-11 классы). При этом о Цветаевой, Некрасове и Маяковском написаны по две статьи.

Среди авторов - Михаил Шишкин (статья о Гончарове), Андрей Битов (о Лермонтове), Дмитрий Быков (о Горьком), Всеволод Емелин (о Блоке), Герман Садулаев (о Есенине).

Садулаев рассказывает, как в школе на концерте самодеятельности прочитал фривольные стихи Есенина. Зал взорвался аплодисментами, физрук стащил чтеца со сцены, учителя негодовали. Зато Герман был вознагражден.

"В коридоре ко мне подошла стайка девочек из параллельного класса, и самая красивая из них сделала предложение, от которого было бы глупо отказываться. Вот она, сила искусства! – подумал я. И я решил стать поэтом. В крайнем случае, писателем".

Людмила Петрушевская пишет о Пушкине, и этот текст многие злословят, хотя, мне кажется, напрасно, Александр Кабаков о Бунине, Ольга Славникова о Набокове, Александр Терехов о Солженицыне. Автор много. Они разных поколений, эстетических и идеологических взглядов, есть даже ваш покорный слуга с главой о Грибоедове. Мне кстати, больше всех понравился Терехов про Солженицына. Терехов, вообще, мой любимый современный русский писатель (читайте его "Каменный мост"!), а здесь энергично и ярко он выразил и мои представления. В небольшом эссе смешались в точных пропорциях ропот и осанна.

"Своим безнадежным "лексическим расширением" Солженицын отстаивал русский зык, своими книгами он отстаивал человеческое расширение – очертания бессмертной души наперекор веку товаров и цен".

Остается добавить, что двухтомник выпущен при участии филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. И заметить: книга беспрецедентна. Отличный живой проект. Вот уж что без сомнений можно рекомендовать читателям любого возраста, любых эстетик и идеологий.

"Книги" с Сергеем Шаргуновым на радио "Вест ФМ"