Тема:

Япония. Фукусима 2 месяца назад

Глава компании, которая управляет "Фукусимой", бежал или покончил с жизнью

В Японии исчез Масатака Симидзу, президент энергетической компании "Тепко", которой принадлежит аварийная АЭС "Фукусима-1". По стране ходят слухи о его бегстве или самоубийстве. Представители "Тепко" говорят, что их президент просто долго болел, но не уточняют, когда в последний раз его видели.

В Японии исчез Масатака Симидзу, президент энергетической компании "Тепко", которой принадлежит аварийная АЭС "Фукусима-1". По стране ходят слухи о его бегстве или самоубийстве. Представители "Тепко" говорят, что их президент просто долго болел, но не уточняют, когда в последний раз его видели.

В том, что реакторы "Фукусимы-1" негерметичны, уже не сомневается никто. И в том, что топливо в реакторах из-за нехватки воды плавится – тоже нет сомнений. Кабинет министров Японии готовится увеличить зону эвакуации вокруг станции.

"Ситуация такова, что никакого оптимизма уже нет. Но мы продолжаем делать все возможное и вынуждены установить максимальный уровень тревоги", – говорит премьер-министр Японии Наото Кан.

Но где прохудилась каждая из четырех реакторных колб, понять нельзя. Зайти и посмотреть в энергоблок невозможно. А облет разрушенных зданий на вертолетах даже на максимально близком расстоянии ясности тоже не дает. На съемках с подробной панорамой по энергоблокам видно, как в глубине из-за каркаса здания выглядывает большое желтое сооружение.

Его можно узнать на ролике, который раньше показывали туристам, посещавшим "Фукусиму-1". На экскурсии веселый бобер водит по всем закоулкам "Фукусимы" и постоянно твердит о высоких технологиях и безопасности.

"Такое впечатление, что эта оболочка – крышка герметичной оболочки находится на своем месте. И не нарушена. Меня на этом облете больше заинтересовала не эта желтая крышка, а тот пар, который шел", – говорит директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Леонид Большов.

Пар идет постоянно и изо всех поврежденных энергоблоков. Если есть пар, значит, кипит вода. Ее разогревает плавящееся топливо. Результаты последних замеров почвы подтверждают опасения: в траншеях вокруг станции обнаружили следы плутония.

"Образцы, взятые в пяти различных местах вокруг станции, были со следами заражения плутонием. Однако выявленный уровень не представляет угрозы для здоровья человека", – говорит представитель токийской энергетической компании.

Российские атомщики уверены, что топливо реакторы не покинуло. И фон плутония 238 возле станции, которого так опасаются японские коллеги, не превысил значения, которые здесь были на протяжении 30 лет. Даже при треснувших реакторах.

"Топливо находится в пределах корпусов. Количество расплавов в разных реакторах – от 40% до 80%. Плутоний за пределы защитной оболочки не вышел", – считает другой российский эксперт Владимир Асмолов, первый заместитель генерального директора "Росэнергоатома" .

Что же тогда так навредило ликвидаторам, когда они получили мощнейшую дозу радиации, попав в воду, которой поливали второй энергоблок? Как раз соприкосновение воды с топливом. Теперь она зараженная. То есть помимо постоянного охлаждения, которого недостаточно, нужно как-то изолировать зараженную воду. Планы: использовать бассейны выдержки, которые есть на каждом реакторе, и уцелевшие емкости возле генераторных залов. На эту тему консультировались японские атомщики с российскими.

"Это правильная тактика – собрать воду и поместить в какой-то бак, конденсатор, который есть на каждом блоке", – продолжает Леонид Большов.

Сегодня за час ликвидаторы получают в четыре раза больше годовой допустимой нормы. Их уже давно называют атомные самураи. Они трудятся в защитных костюмах, респираторах и касках, прикрытых капюшоном. Все щели плотно заклеивают клейкой лентой. На руках – резиновые перчатки, на ногах – ботинки или резиновые сапоги. При малейшем повреждении костюма радиоактивная вода, которой заполнены помещения станции, попадает на кожу.