Франция отмечает главный национальный праздник – День взятия Бастилии. Торжества в честь памятной даты начались еще утром и продолжатся до поздней ночи. Жители Парижа уже стали свидетелями грандиозного военного парада. А теперь готовятся к не менее грандиозным салюту и концерту.

Франция отмечает главный национальный праздник – День взятия Бастилии. Торжества в честь памятной даты начались еще утром и продолжатся до поздней ночи. Жители Парижа уже стали свидетелями грандиозного военного парада. А теперь готовятся к не менее грандиозным салюту и концерту.

На Елисейские поля поверх обычной дорожной – легла парадная разметка. У тех, кто командует войсками, задача, в общем, та же, что в будни: у светофоров не допускать пробок. Тут ведь не просто "на одного линейного дистанция" – у различных подразделений французской армии и скорость движения разная, Иностранный легион идет медленнее всех.

По этому параду можно составить некоторое представление о боевой мощи нынешней французской армии, но все-таки это военно-исторический спектакль. Открытый джип верховного главнокомандующего сопровождает эскадрон созданной Наполеоном конной гвардии. Как раз во времена Бонапарта Франция впервые заявила о своих колониальных претензиях на Магриб. Вот историческая параллель: Николя Саркози – лидер страны, и сейчас воюющей на Севере Африки.

А начиналась армия республики с захвата ружейного арсенала в Доме инвалидов, с которым 222 года назад парижане пошли брать Бастилию. Среди штурмовавших убитых нет. Вообще, художники драматизируют: первые жертвы революции – несколько отставных солдат-охранников и комендант крепости. Андре-Жак Делок-Фурко показывает место, где стоял самый знаменитый застенок французского самодержавия.

"Они наслаждаются хорошей погодой, а потом все будут пить вино, и будет огромная тусовка – первая, по идее. А на следующий день начинают рушить Бастилию. Да, современные бизнесмены поступили совсем не так, они бы сказали, вот какая привлекательная груда камня", – смеется Андре-Марк Делок-Фурко.

Великая революция на тот момент еще даже не осознала своих республиканских целей. Да, свобода, равенство и братство; да, отмена сословных привилегий и парламент. Но вот в небе над Парижем эскадрилья "Патроль-де-Франс" вычерчивает национальный флаг, рожденный в те дни, и белый в нем – это цвет монархии, ограниченной, конечно, конституцией.

Это потом подстегиваемый допущенной на галерку беднотой и слухами, что Людовик XVI тайно договаривается с врагами австрийцами, Конвент отправит сначала короля, а потом и королеву на площадь Согласия. Падение 100-килограмового косого ножа потом станет главной согласительной процедурой Первой республики: завоевание революции, гильотина внесословна и считается гуманной.

Начавшись в 1789, революция продолжалась десять лет, до прихода Наполеона. За это время гильотинированы около 2700 человек – по меркам времени беспрецедентный масштаб политического террора, жертвами которого падут и его вдохновители, Дантон с Робеспьером.

В отличие от Английской революции XVII века, ограниченной по сословному и религиозному признаку (буржуазная и пуританская), Великая французская – стала социальной и психологической матрицей для всех последующих революций с их бархатом и кровью.

День взятия Бастилии, конечно, не прошел даром. Но это было самое начало, полное иллюзий и романтики, и, несмотря на ее снос, во Франции скоро отыскалось много других политических тюрем. Великие революции потому и великие, что не умеют вовремя останавливаться.