Изящное решение вопроса о Бандере. Реплика Александра Привалова

Покойный лидер Организации украинских националистов (ОУН) Степан Бандера больше не Герой Украины. Просто отменять провокационный указ Ющенко нынешнему президенту не хотелось. Поэтому предложенное решение новоявленного бандеровского вопроса следует одобрить за неожиданное изящество.

Покойный лидер Организации украинских националистов (ОУН) Степан Бандера больше не Герой Украины. Случилось это так: адвокат Владимир Оленцевич подал иск с требованием признать январский указ Ющенко, это звание Бандере присвоивший, противоправным. Дескать, звания Героя Украины может по закону удостаиваться только гражданин Украины, каковым покойный пособник нацистов быть никак не мог: Бандеру убили в Мюнхене в 1959 году, то есть за 32 года до образования независимого украинского государства. Донецкий окружной суд согласился с доводами истца - указ признан незаконным и отменён.

Когда месяц с небольшим назад Янукович был в Москве, то по поводу скверного подарка Ющенко (напомню: тот подписал указ о Бандере между первым и вторым турами выборов, уже твёрдо зная, что расхлёбывать последствия придётся не ему) он выразился, как тогда казалось, несколько расплывчато, пообещав, что "решение по Степану Бандере будет найдено до Дня Победы 9 мая".

Замглавы администрации нового президента госпожа Герман ещё и добавила тумана таким загадочным комментарием: "Он не сказал, что ко Дню Победы отменит указ Ющенко. Но и не сказал, что не отменит". Теперь, вроде бы, стало понятно, что тогда имелось в виду. Мне кажется, такое решение новоявленного бандеровского вопроса следует одобрить за неожиданное изящество.

Как нетрудно понять и без источников, близких к Януковичу, просто отменять провокационный указ Ющенко нынешнему президенту не хотелось. И по вполне разумным основаниям: такую традицию, как отмена президентом Х+1 указов президента Х, только запустить легко, а вот потом пресечь будет почти невозможно.

О том, что первый указ, попавший под такую отмену, был провокационным и постыдным в глазах изрядной части мирового сообщества, все скоро забудут. А что всё, решаемое текущим президентом, следующий может с маху перерешать, все запомнят накрепко - и это не добавит предсказуемости внутриполитической ситуации и без того пронизанной недоверием всех ко всем. То ли дело суд. У суда спросили, суд сверился с законами - и злосчастный указ отменён. Внешние наблюдатели будут удовлетворены отменой скандального документа; внутренние, прежде всего в националистических кругах, удовлетворены, конечно, не будут. Они уже страшно гневаются, но на пути их гнева заранее проложена некая забавная прокладка. Тут дело в человеке, подавшем иск. Вся Украина знает, что предыдущим иском, прогремевшим годом ранее, адвокат Оленцевич требовал запретить президенту Ющенко публично использовать простонародный аналог слова "задница".

Ющенко, действительно, как минимум однажды вымолвил это словцо в ходе транслируемого по телевидению заседания Совбеза - и адвокат просил суд запретить президенту использовать это слово "во всех падежах как единственного, так и множественного числа, распространив указанный запрет на весь синонимический ряд".

Тот иск Оленцевича был отклонён, но само имя адвоката для украинской публики прочно связано с шутками на счёт, как говорится, телесного низа. Так что для украинского наблюдателя указ о Бандере и отменён и, вроде, отменён отчасти в шутку.

Поклонников Бандеры это соображение не остановит от мощной контратаки - она, собственно, уже началась. Януковичу уже пригрозили, что ему нельзя будет носу показать в западные области, где его встретят массовые протесты. Его уже спрашивают, понимает ли он, что на том же основании, на котором признан противоправным указ о награждении Бандеры, он будет обязан отменить все указы о присвоении звания Героя Украины награжденным посмертно лицам, которые умерли до 1991 года, - героям войны, пожарным Чернобыля?

Не знаю, что собирается отвечать бандерофилам Янукович, но надо признать: бывают такие вопросы, которых суду лучше не задавать. Если суд спросят, законен ли был указ, посмертно чествующий человека, геройски погибшего в чернобыльском аду, то да, суд, вероятно, ответит, что не вполне законен. Но чтобы задать суду такой вопрос, нужно быть всё-таки очень специфическим и чрезвычайно неприятным персонажем, и едва ли таковые поспешат объявиться.

Во всех отношениях безупречного выхода из ловушки, куда Ющенко своим беспардонным указом о прославлении убийцы загнал страну, наверно, вообще не существовало. Найденный сейчас новой властью выход мне нравится: похоже, он способен решить эту во всех отношениях лишнюю проблему с минимальными потерями для Украины. Всё-таки от таких пятен на репутации надо избавляться как можно быстрее.