Знаменитый ресторан "Прага" на Арбате скоро может уйти в историю. Покупкой заведения заинтересовался именитый итальянский дизайнер Роберто Кавалли. Причина возможной продажи известна – "Прага" перестала приносить доход. Что будет с рестораном, ставшим для москвичей символом советской эпохи?

Знаменитый ресторан "Прага" на Арбате скоро может уйти в историю. Покупкой заведения заинтересовался именитый итальянский дизайнер Роберто Кавалли. Причина возможной продажи известна – "Прага" перестала приносить доход. Что будет с рестораном, ставшим для москвичей символом советской эпохи?

Звонок в ресторан не снимает вопрос о том, почему в СМИ появилась информация о грядущем открытии Just Cavalli Café в здании ресторана "Прага". Якобы, его продает нынешний владелец, бизнесмен Тельман Исмаилов. Последнее обновление на сайте ресторана было 1 декабря минувшего года – объявление новогодней скидки и никаких сведений о повороте судьбы "Праги". Ведь о здании с такой историей действительно можно говорить как о человеке.

Кстати, о человеке. Там же, в Сети, – уникальный "Живой журнал", который, возможно, объяснит, почему вокруг обычной смены собственника возникло столько шума. Как она сама себя кокетливо называет, блогерша преклонного возраста, 85-летняя ЖЖ-мемуаристка Энгелина Тареева, автор ретро-блога "Интеллигентская штучка" вспоминает: "При Сталине вроде бы нельзя было такое сделать, а вот теперь мы открываем такой ресторан. В автобусах и всюду только об этом и был разговор". Так она рассказала о превращении в 1954 году столовой "Моссельпрома" в ресторан. В Москве сегодняшней, кажется, не место "Праге" той, странным образом сочетавшей модность со сверхдемократичностью. "Рестораны тогда значили не то, что теперь. Люди жили в коммуналках, в одной комнате жили три поколения, и посидеть с друзьями за стаканом вина или даже чашкой чая было негде. Поэтому сидели в ресторанах", – напомнила Энгелина Тареева. Ее память – словно ящик со старыми открытками. Вот и в кафе "Прага" – бывшие барыни, арбатские старушки. "Они приходили в черном атласе блестящем, в таких платьях, в кружевах, с немыслимыми манерами, – продолжила автор ретро-блога. – Садится такая хрупкая старушка – думаю, интересно, что она закажет. Им же того нельзя, этого нельзя. А она заказывает яичницу с ветчиной!".

В "Праге" – вначале трактире, потом столовой, затем ресторане, – кажется, побывал весь город. Устных воспоминаний – сотни, как и фотографий. Именно по ним об этапах строительства рассказывают в "Архнадзоре". Движение обеспокоено судьбой здания конца XVIII века. Координатор движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин рассказывает: "В начале XX века при знаменитом владельце "Праги" купце Тарарыкине начались перестройки. Сначала дом перестраивал знаменитый архитектор Лев Николаевич Кекушев, потом не менее знаменитый архитектор Адольф Эрихсон, который и придал "Праге" ее нынешний вид с такими странными корабельными надстройками".

Плюс – историческая функция. Ведь "Прага", возможно, и популярной стала оттого, что стояла на важнейшей городской развилке путей – между дорогами на Смоленск и Новгород. "После появления Нового Арбата трудно представить и поверить, что ресторан "Прага" – это первый дом по Поварской улице. Но если продолжить линию его фасада, то мы как раз и попадаем на Поварскую. Церковь Симеона Столпника – это дом номер 7, перед ней снесены дома номер 3 и 5", – напомнил Рустам Рахматуллин.

Картина вообще мало узнаваема. Закрытое вроде бы на косметический ремонт, старинное здание затянуто строительными лесами и рекламой. Какова форма жизни ресторана "Прага" сегодня? Это неясно. Просто поужинать, день в день заказав столик, здесь нельзя уже несколько месяцев. По некоторым данным, после новогодних праздников и официальный банкет организовать тоже нельзя. Впрочем, на парковке перед рестораном по-прежнему полно дорогих автомобилей, а в фойе гостеприимно горит свет.

Свет на ситуацию проливают в агентстве недвижимости Penny Lane Realty, работающем и с Исмаиловым, и с Джабраиловым, и с группой Кавалли. Знаменитый дизайнер уже побывал в "Праге" и теперь размышляет об открытии там лаунж-бара. Генеральный директор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров пояснил: "Это просторные холлы, достаточной площади раздевалка, пафосные туалеты, это на сегодня очень интересная отделка. Более того, Роберто где-то нашел близкое ему в этой отделке. Он сказал, что, возможно, изменения ему необходимо будет вносить, но не так много, как он ожидал. Может быть, он ожидал там пятистенок увидеть?"

Пятистенок ли ожидал увидеть Кавалли в ресторане "Прага"? Узнать это не удалось. Представитель дизайнера пишет, что сведения о коммерческой сделке, как и о переговорах с бизнесменами Тельманом Исмаиловым, нынешним владельцем "Праги", и Умаром Джабраиловым, гипотетическим покупателем, не подтверждает. Эти детали опровергают и в Москве. "Наверное, кому-то, чтобы слепить какую-то сенсацию, надо было показать из-за стекла улыбающихся за одним столом, что неудивительно, Умара и Роберто. И вышла информация, что они уже дважды уже покушали, что продает Исмаилов "Прагу". Все это неправда", – уверяет Георгий Дзагуров.

Неправда все, кроме того, что Роберто Кавалли ходил по ресторану "Прага" как по музею и предположил, что это место вполне подойдет под открытие люксового Just Cavalli Café, аналог которого пока есть только в Милане.

Делать ставки на чью-либо победу в битве современного дизайна и старой архитектуры рано. "Не знаю, что вы имеете в виду под некими предметами убранства – некий пластик, некие гардины. Я бы не сказал, что здесь что-то угрожает. Давайте смело, как всегда в России цари доверяли у нас итальянским архитекторам, доверим итальянскому дизайнеру, если он все-таки примет такое решение", – предлагает генеральный директор агентства недвижимости.

Но в случае, если битва прошлого с будущим все-таки состоится, защитники у "Праги", возможно, найдутся. Советник министра Правительства Москвы Николай Переслегин заверяет: "Любые работы по реставрации, реконструкции, любому другому вмешательству в этот объект культурного наследия могут происходить только с разрешения Департамента культурного наследия города Москвы, то есть, в рамках действующего законодательства".

Одно "но" – предмет охраны, то есть, что именно с "Прагой" делать запрещено, в паспорте здания пока не прописан. В "Архнадзоре" настаивают, что под охрану должны взять не только экстерьер и интерьер ресторана, но его историческую функцию – общепит и название "Прага". Координатор движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин уверен: "Сохранение старой Москвы начинается с сохранения старых имен. Если мы безразличны и равнодушны в малом, то будем безразличны и в большом. Это не просто имя, это имя, которое вместе с функцией пережило 1917 год. Этому имени, этому московскому брэнду, как сейчас говорят, больше 100 лет".

Только последние 10 лет "Прага", считай, пустует, принимая, в лучшем случае, корпоративны. В бизнес-среде уверяют, что для недвижимости хуже простоя ничего нет. И, может, через полгода снова, как в 1954 году, в автобусах заговорят об открытии заведения. Только сопровождать эмоции 2011 года выразят не слова, а беспрецедентные для Москвы цифры – 450 миллионов долларов за покупку и 10 миллионов долларов инвестиций.

Кто знает, быть может, итальянскому дизайнеру с его чуткостью и удастся прочувствовать весь смысл словосочетания "советский брэнд". Тем более любопытно то, каким, например, станет "Птичье молоко" от Роберто Кавалли, которое было придумано в кондитерской "Праги" и которое пока еще всем своим видом, вкусом и запахом навевает россиянам такие сладкие воспоминания.