В Красноярск доставлено оборудование для Саяно-Шушенской ГЭС

В Красноярске разгружают судно из Санкт-Петербурга, которое доставило первые комплекты крупногабаритного оборудования для новых гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС. Огромные детали турбины, генераторы и роторы можно доставить на станцию только по воде и только в летнюю навигацию.

В Красноярске разгружают судно из Санкт-Петербурга, которое доставило первые комплекты крупногабаритного оборудования для новых гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС. Огромные детали турбины, генераторы и роторы можно доставить на станцию только по воде и только в летнюю навигацию. Полностью завершить восстановление ГЭС должны к 2014 году.

Порт Песчанка. Судно класса "река-море" теплоход "Аякс" раскрывает трюмы. В них находится драгоценный груз. Это силовые узлы – части турбины для Саяно-Шушенской ГЭС.

Целая спецоперация. Негабаритный многотонный груз везли из Санкт-Петербурга через Балтику, Карское море, Северный Ледовитый океан и вверх по Енисею. Три комплекта рабочих колес будущей турбины. Вес одного такого кольца – 145 тонн. Кран, который производит выгрузку, тоже штучный товар. Его грузоподъемность – около 250 тонн. Докеры осуществляют ювелирную работу. Но без крана – а таких в стране единицы – погрузить оборудование такого класса было бы невозможно. "Мы испытания проводили на 250 тоннах, а стабильная нагрузка – 200 тонн", – говорит начальник грузового района ''Песчанка'' ОАО ''Красноярский речной порт'' Владимир Войтов.

Пока выгружают части силовой машины, готовится новый этап операции. Спустя сутки титаническую посылку из Питера перегрузят на специальную баржу. "Следующий этап – поднятие в верхний бьеф Красноярского водохранилища", – говорит генеральный директор ОКБ ''Спецтяжпроект'' Сергей Тропин.

Поднятие вверх – это только слова. На самом же деле за ними скрывается сложнейшая операция: на специальном подъемнике корабль вместе с грузом поднимут на десятки метров вверх, чтобы перепрыгнуть гигантский порог Красноярского водохранилища. Все эти сложности обходятся заказчику в миллиарды рублей. Иного пути привезти сюда турбины не было.

"Доставка подобным путем является единственно возможной, поскольку ширина этих колес – 6 метров 80 сантиметров. В самолет они не залезут. По дорогам транспортировать нам не разрешили, так как искусственных сооружений на пути следования было бы более трехсот", – поясняет Тропин.

Водный этап этой грандиозной транспортной операции завершится на Майнской ГЭС. Там будет построен специальный перегрузочный узел грузоподъемностью 190 тонн. Новые гидроагрегаты будут установлены в машинном зале ГЭС, которая сейчас восстанавливается после серьезной аварии, произошедшей в августе 2009 года. Всего в машинном зале станции планируют установить десять новых агрегатов. Пуск первого из них запланирован на декабрь, затем энергетики собираются возводить по три агрегата в год, чтобы полностью завершить оснащение станции в 2014 году.