Фестиваль польского кино посвятили погибшим под Смоленском

Читать Вести в MAX
В Москве начался III фестиваль польского кино "Висла". В этом году он проходит вопреки трагическим обстоятельствам. Копии фильмов для фестивальных показов находились на борту польского самолёта, который разбился 10 апреля под Смоленском. Киносмотр посвящён памяти погибших в авиакатастрофе.

В Москве начался III фестиваль польского кино "Висла". В этом году он проходит вопреки трагическим обстоятельствам. Копии фильмов для фестивальных показов находились на борту польского самолёта, который разбился 10 апреля под Смоленском (ФОТО). Киносмотр посвящён памяти погибших в авиакатастрофе. Произошли изменения и в фестивальной программе.

Третий фестиваль польского кино посвящен погибшим в авиакатастрофе под Смоленском. На фронтоне кинотеатра "Художественный" – афиша с веселым велосипедистом. Внутри – траурный портрет одного из организаторов фестиваля, заместителя министра иностранных дел Польши Анджея Кремера, погибшего под Смоленском.

"Анджей Кремер договорился с начальством. Все пленки 35 миллиметров, афиши – все летело в президентском самолете", – рассказал координатор фестиваля "Висла" Петр Скульски.

Организацию фестиваля пришлось начинать с нуля. Чудо, что открывается он в установленный срок и без изменений в программе. Только фильм открытия изменили. Вместо рок-н-рольного "Всё, что я люблю" Яцека Борцуха – меланхоличные "33 сцены из жизни" директора фестиваля Малгожаты Шумовски. Это польско-германская лента, получившая приз в Локарно.

"Решили, поскольку траур, неуместно начинать с веселого кино", – поясняет кинокритик Алена Солнцева.

"Висла" – фестиваль конкурсный. Приз гильдии российских кинокритиков "Слон" получит лучший из 15 фильмов, снятых в Польше за текущий год.

"Этот год был важным для польского кино, – отмечает кинокритик Тадеуш Соболевски. – Сотни тысяч зрителей – для Польши это много – посмотрели трудные фильмы с новой формой, экспериментальные фильмы".

Фильмы, которые пан Тадеуш называет "трудными", – "Плохой дом" и "Польско-русская война" – окупились в прокате, а ведь это остро социальные, жесткие фильмы. Экранизацию нашумевшего романа Дороты Масловски "Польско-русская война под красно-белым флагом" снял сын режиссера Анджея Жулавски – Ксавери.

"Это очень интересная фантазия на тему поп-культуры, – рассказывает Тадеуш Соболевски. – Поп-культура – это ничто, которое нас бомбардирует".

Фильм "Плохой дом" в рамках специальной фестивальной дискуссии планируют сравнить с "Грузом-200" Алексея Балабанова. Режиссер "Плохого дома" согласен, что у них с Балабановым много общего.

"Нормальный, средний человек, ни добрый, ни злой, попадая в ситуацию критическую, способен на преступление, – рассуждает режиссер фильма "Плохой дом" Войцех Смажовски. – И бывают времена, когда такая индифферентность, нравственная шаткость в людях особенно сильна. Такими были польские 80-е. Мой фильм – своего рода размышление над последними годами коммунистической Польши".

Другой фильм о недавнем прошлом снял ветеран польского кинематографа – Януш Моргенштерн. "Меньшее зло" – история молодого человека 80-х годов, который становится диссидентом из соображений выгоды.

"Польское кино возвращает нас в те времена, когда российское кино не делилось на блокбастерное и арт-хаусное, а был спокойный мейнстрим, снимались психологические драмы", – считает Алена Солнцева.

В Польше такие снимают до сих пор – хорошие и зрительские. Основоположники традиции остаются себе верны. В рамках специальной программы будут показаны фильмы Анджея Вайды – "Катынь" и "Аир".

У фестиваля "Висла" – особая атмосфера. В России много тех, кто на польском кино учился. Лариса Лужина на открытии вспоминала, как снималась в фильме "Ярослав Домбровский", каким культовым было для них польское кино в годы застоя. Общее прошлое, живой интерес и сочувствие в настоящем – все это превращает фестиваль "Висла" в одно из значимых событий весеннего киносезона.