Иранский президент Махмуд Ахмадинежад обратился к руководителям России и США Дмитрию Медведеву и Бараку Обаме с призывом поддержать ирано-турецко-бразильское соглашение по обмену ядерным топливом. Это соглашение было подписано в Тегеране 17 мая. Министры иностранных дел Турции, Бразилии и Ирана договорились произвести на территории Турции обмен 1200 килограммов низкообогащенного урана на 120 килограммов высокообогащенного урана (до 20%), предназначенного для тегеранского исследовательского реактора.
Ранее официальный Тегеран настаивал на том, чтобы такой обмен должен производиться более мелкими партиями (примерно по 400 килограммов низкообогащённого урана) синхронно и только на территории Ирана.
24 мая Иран официально уведомил Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) о своей готовности произвести обмен ядерным топливом и теперь ожидает ответа Венской группы (Россия, США, Франция, МАГАТЭ) на ирано-турецко-бразильскую инициативу.
Махмуд Ахмадинежад, в ходе рабочей поездки в провинцию Керман, отметил, что Тегеранская декларация об обмене урана – наилучшая возможность, большой шаг вперёд. По мнению президента Ирана, она лишает всяческих оправданий действия США, направленные на усиление давления на Иран. "Барак Обама должен иметь в виду, что если он не использует эту возможность, иранцы вряд ли дадут ему новый шанс", - заявил глава Исламской Республики Иран.
Ахмадинежад также высказал недовольство и российской поддержкой проекта резолюции в Совете Безопасности ООН, которая предусматривает новые санкции в отношении Ирана. Он призвал Дмитрия Медведева пересмотреть эту позицию.
Президент Ирана заявил, что "в важный момент наш сосед поддерживает тех, кто выступает против нас, кто проявляет враждебность в отношении к нам уже на протяжении 30 лет". "Это неприемлемо для иранского народа", - сказал Махмуд Ахмадинежад. Он сразу же выразил надежду на то, что в России "обратят на это внимание и предпримут меры по исправлению ситуации".
Вместе с тем, как сообщает ИТАР-ТАСС, Конгресс США намерен уже в июне одобрить пакет односторонних санкций в отношении Ирана. Речь идет о законопроекте, который ужесточит односторонние санкции против Ирана, его цель - усиление давления на Тегеран, чтобы заставить его выполнить требования международного сообщества, касающиеся иранской ядерной программы.
Законопроект наделяет президента США полномочиями, которые дают ему право вводить санкции против компаний и физических лиц, которые инвестируют в энергетический сектор Ирана более 20 миллионов долларов или экспортируют в эту страну бензин, а также другие продукты нефтепереработки.
Поскольку законодательство США практически полностью запрещает американским компаниям вести дела с Тегераном, данная мера затронет прежде всего зарубежные фирмы. По сути им перекрывается доступ на американский рынок. Однако у данной законодательной инициативы есть и свои серьёзные противники, которые считают, что она, во-первых, не решит поставленных задач, а во-вторых, ударит рикошетом по американским экономическим интересам.



















































































