Автомобилестроение – это престижно. К нему тянутся даже самые неумелые руки. В основе этого порыва уверенность, что собственный автопром добавляет стране вес, оживляет экономику, да и пользу приносит. Но страны, не страдающие комплексом неполноценности, без собственных автомобилей живут неплохо. Швейцария, например, или Израиль, да и Бельгия с Австрией, отдавшие свои территории под контрактную сборку чужих брендов никак по этому поводу не печалятся.
Зато во многих недоразвитых местах амбиции, как нефть, бьют из-под земли упругим фонтаном и дают удивительные всходы. Саудовская Аравия, например, уже смастерила свой первый автомобиль при помощи болгарки, клея и сварочного аппарата, убив ради такого случая нормальный Мерседес, ставший донором агрегатов. Задолго до арабов свой автопром попробовали тайваньцы, малазийцы, болгары, северные корейцы. А еще в этом ряду беспомощных, но сильно озабоченных созидает собственный автопром Иран.
Но все эти затейники не понимают одну важную вещь. Автомобилестроение слишком точно обнажает не только суть промышленного потенциала, но и вообще сильно дезавуирует страну вопреки стараниям и пыхтению пропаганды. Как бы иранские представители ни рассказывали о своей цветущей, свободной и демократичной стране, достаточно один раз сесть за руль их пикапа Zamyad, чтобы стать интернационалистом и всю оставшуюся жизнь жалеть иранцев, рыдая с ними в обнимку при каждом удобном случае. Но иранцы про себя ничего подобного не знают и поэтому старательно возят собственные машины по международным выставкам, включая Московский автосалон, пугая людей и вытаптывая остатки своего престижа.
Пикап Zamyad смастерила фирма SAIPA. Это целая промышленная группа, выпускающая очень древние и сильно переделанные на собственный манер Мазды. Раньше SAIPA приезжала к нам на пару с Iran Khodro и они вместе обещали завалить Россию конями Samand и всякими легковушками Saipa. Но лошадь сдохла, а вот эти остались и приехали вновь. Zamyad 2.4 LXB страшен, коряв, вонюч и отвратительно собран. Возможно, он неплохо едет, рулится и хотя бы изредка останавливается.
Двухместная кабина завалена промышленным мусором, обрезками и окурками, оставшимися от сборщиков, блещет архаикой и отсутствием эргономики. Например, прорубленный сквозь обшивку блок предохранителей небрежно брошен под правую коленку водителя. Кузов имеет странную ступеньку сразу за кабиной, возможно, изображающую лавку для утомленного крестьянства. Дизельный двигатель 2.4 литра обещает 100 л.с. и Евро-2 на выдохе.
Коробка передач механическая 4-ступенчатая, но есть еще задняя передача, что особенно гордо подчеркнуто в пресс-релизе. Привод задний, здесь же мост и листовые рессоры. Огромного профиля шины украшены гордой надписью Iran и грузовой маркировкой 7.00 R16. Кроме пикапа иранцы осмелились похвастаться тремя убогенькими легковушками Saipa, бывшими в первом браке Mazda 121 середины 80х. С тех пор они сильно постарели, изменились в лице, но получили в награду ABS и соответствующую гордую надпись на крыле.
Зато, глядя на все это иранское палеонтологическое скопище возникает гордость за родной автопром – у нас-то получше будет!
"Автовести" с Сергеем Асланяном на радио "Вести ФМ"