В этом году отмечается юбилей полета Юрия Гагарина в космос, люди начали больше интересоваться космонавтикой. Нужно ли нам осваивать космос? Это и многое другое Анатолий Кузичев и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами "Вести ФМ" в программе "Утро".

Первый в истории человечества полет в космос, который совершил Юрий Гагарин, стал великим достижением. В этом году отмечается юбилей исторического события, люди начали больше интересоваться космонавтикой. Нужно ли нам осваивать космос? Это и многое другое Анатолий Кузичев и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами "Вести ФМ" в программе "Утро".

Кузичев: Мы дозвонились до Александра Проханова. Доброе утро!

Проханов: Доброе утро!

Кузичев: Мы тут вот по какому пути обсуждения темы пошли: Путин выделил 200 миллиардов на развитие космической отрасли, в том числе, он особенно подчеркнул, на пилотируемую космонавтику. Мы тут сидим и размышляем с нашими слушателями, а зачем нужна пилотируемая космонавтика? Романтики больше нет, толстосумы летают в космос за деньги. Смысла, особенно на фоне неосвоенной Сибири, осваивать космос тоже нет. Нет у Вас такого ощущения?

Проханов: Нет, у меня такого ощущения нет. Потому что у человечества всегда есть суперзадачи. А эти суперзадачи не всегда обсчитываются математикой, шекелями или долларами. Космический порыв человечества начинался ведь тогда, когда люди не помышляли о Гагарине. Он начинался с волшебных сказок, с Жар-птицы, с Ивана-дурака, с которым свершались чудеса. Поэтому рывок в космос, конечно, имеет смысл. Но он имеет еще и метафизический, религиозный смысл. Сибирь, о которой вы говорите, которая пуста, и космос, в который мы сейчас будем заколачивать деньги, не противоречат одна другому.

Кузичев: Финансово противоречат, Александр Андреевич.

Проханов: Нет, не противоречат. Потому что если мы, например, будем строить южный космодром так, как мы его и хотели строить на Дальнем Востоке, мы, по существу, строим новую цивилизацию там, это значит, что мы вкладываем деньги и в Сибирь, и в Дальний Восток. Это люди, кадры, дороги, это умы, это интеллектуалы. Причем советский космос наполовину был в Сибири. Я путешествовал по заводам Новосибирска, Иркутска, Дальнего Востока – это заводы, которые создавали космическую навигацию, которые участвовали в создании суперпроектов. Поэтому вкладывать деньги в восстановление, в развитие технической, космической цивилизации – это значит осваивать Сибирь.

И главное еще, мне кажется, что еще в советское время Сибирь была не только плацдармом для заводов, для каких-то коммуникаций, армейских баз и подразделений. Сибирь хотели сделать центром знаний, центром науки, ориентированной на океаны, на космические пространства, на пространства воды и неба. Там создавали отделения наук, там собирались молодые ученые, авангардисты. Вот если бы Дальний Восток и Сибирь сделать средоточием космического мышления России! Не только военно-технического, а того космического мышления, к которому принадлежит Федоров, Циолковский, серебряный век поэзии. Чтобы космическое сознание, свойственное русским, а оно свойственно русским, получило там инвестиционное выражение, чтобы там был центр русской космогонии, русского космического мышления. Вот соединение Сибири и космоса.

Полностью эфир программы "Утро" слушайте в аудиофайлах

Эфир за 8 апреля:

Первый час: Парковочное место в Москве стало уязвимым. "Утро с Анатолием Кузичевым"

Второй час: Травматика развратила преступников. "Утро с Анатолием Кузичевым"

Третий час: Русским свойственно космическое сознание. "Утро с Анатолием Кузичевым"