В России сегодня вспоминают события 20-летней давности, которые были переломными в истории страны, но до сих пор не получили однозначной оценки. 19 августа 1991 года ГКЧП отстранил от власти Михаила Горбачева и, пообещав не допустить развала Союза, только приблизил его. Тогда проиграли все, а победил Борис Ельцин.
Перед путчем 1991 года, а уж тем более через 20 лет после него сказано много, но толком непонятно ничего. Особенно много говорил Михаил Горбачев – ключевой участник тех событий. И если раньше существовала только одна версия – для бывшего президента Советского Союза переворот стал полной неожиданностью, то теперь он сам прямо заявляет: о подготовке захвата власти прекрасно знал.
"Откуда только ни звонили, предупреждали: путч, путч, путч: И мое окружение сообщало, но я не мог пойти. Вот самое главное мое кредо: не довести большой до крови", – рассуждает Михаил Горбачев.
Убаюкивающие звуки "Лебединого озера" навечно стали музыкальным сопровождением драмы под названием "Распад самой могущественной страны". Как говорит сейчас ее бывший лидер, "на путч могли пойти только идиоты". Пребывая в такой уверенности и игнорируя сообщения о готовящемся перевороте, Горбачев принимает парадоксальное со всех точек зрения решение и уезжает в Крым. Президент отправился передохнуть в то время, когда в национальных республиках то и дело происходят вооруженные столкновения, набирает обороты парад суверенитетов, а люди давятся в очередях.
"Тогда всем стало ясно, что руководство страны во главе с Горбачевым предает всех! – утверждает председатель КПРФ Геннадий Зюганов. – ГКЧП – это была необходимая попытка мужественных людей остановить развал. Но они оказались далеки от народа, не призвали граждан к прямому действию, они побоялись активного политического действия, поэтому проиграли схватку за сохранение страны".
После августа 1991 года до официальной смерти Советского Союза остались считаные дни. Подписание Союзного договора оказалось сорвано, и ситуация была просто пущена на самотек. Мнения большинства людей, проголосовавших всего лишь несколькими месяцами ранее за сохранение единой страны, никто не учитывает! Да и сами люди, измотанные ежедневной борьбой за выживание, словно смирились со всем происходящим – ни одного крупного митинга в поддержку СССР. Споры о том, можно ли было удержать страну от развала, разгорелись лишь уже после ее развала и продолжаются до сих пор.
"Вполне можно было сохранить СССР, это все они сделали, чтобы получить быстрее власть. Ельцин мечтал въехать в Кремль, но там сидел Горбачев. Поэтому, чтобы убрать Горбачева из кабинета, они страну убрали. Сегодня, 20 лет спустя, сплошной обман, что, мол, судьба была предрешена, что СССР было обречен. Ничего не было обречено, мы даже тогда были самым сильным государством", – утверждает лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
"Я сегодня хочу вспомнить всех тех, кто в августе 1991 года, искренне веря в необходимость свободы для нашей страны, боролся против ГКЧП всеми своими силами", – говорит лидер "Справедливой России" Сергей Миронов.
На пресс-конференции по поводу юбилея августовских событий у первого и последнего президента СССР спросили: считает ли он себя счастливым человеком? Ответил он действительно по-горбачевски: "Я счастлив. Может, я ошибаюсь?"