Тема:

Катастрофа Як-42: расследование 6 месяцев назад

Эксперт: Як-42 могло не хватить разбега

Уже исключены почти все возможные версии: некачественное топливо, техническая неисправность, отказ двигателя, или включенный стояночный тормоз
Согласно одной из версий, все пассажиры собрались в носовой части и лайнер поэтому не смог набрать высоту
Ответы порождают новые вопросы, что же всё-таки помешало Як-42 нормально взлететь?
В катастрофе погиб основной состав хоккейной команды "Локомотив"
До столкновения с землей все системы работали исправно, заявляют в МАК
Уже исключены почти все возможные версии: некачественное топливо, техническая неисправность, отказ двигателя, или включенный стояночный тормоз
Согласно одной из версий, все пассажиры собрались в носовой части и лайнер поэтому не смог набрать высоту
Ответы порождают новые вопросы, что же всё-таки помешало Як-42 нормально взлететь?
В катастрофе погиб основной состав хоккейной команды "Локомотив"
До столкновения с землей все системы работали исправно, заявляют в МАК
Нерасчетные скоростные параметры и отсутствие достаточной взлетной дистанции могли стать причинами падения Як-42 под Ярославлем. Так считает Заслуженный пилот России Виктор Бугай. Эксперт участвовал в разборах не менее 20 различных авиапроисшествий.

Нерасчетные скоростные параметры и отсутствие достаточной взлетной дистанции могли стать причинами падения Як-42 под Ярославлем. Так считает Заслуженный пилот России Виктор Бугай. Эксперт участвовал в разборах не менее 20 различных авиапроисшествий. Правда, к расследованию обстоятельств крушения самолета с хоккейной командой "Локомотив" Бугай не привлекался.

"Для каждого типа воздушного судна производится индивидуальный расчет скоростей при разбеге. В зависимости от условий и факторов командир принимает решение: продолжить или прекратить взлет, – отметил Виктор Бугай. – А дальше может быть и помпаж двигателей и все, что хочешь. Но это уже следствие. Все скорости после принятия командиром решения, считаются эволютивными – самолет управляемый. Если же порядок действий и расчетные скорости не выдерживаются, и самолет поднимается в воздух на скорости менее допустимой, то он превращается в неуправляемый, метательный снаряд, движущийся по баллистической траектории. Что и можно предположить в рассматриваемом событии".

Но одного фактора достижения безопасной эволютивной скорости недостаточно, считает авиационный эксперт. "В любом случае, кроме скорости нужна еще и дистанция разбега. Если что-то заставило пилота начать разбег, имея впереди 1500 метров, то этой дистанции могло не хватить. Дистанция разбега зависит от взлетной массы, от погодных условий, давления, температуры, состояния ВПП и так далее. Если дистанция для данной взлетной массы воздушного судна должна быть не менее 2500 метров, а ему пришлось взлетать с полторы тысячи, то, действительно, 400 метров он добирал по грунту. А на грунте скорость уменьшилась. И он как снаряд оторвался от "взлетки" и упал", – подчеркнул Виктор Бугай.

С подобной оценкой согласен и Заслуженный пилот России Юрий Сытник, имеющий более чем 20-летний стаж летной работы в качестве командира крупноразмерных пассажирских судов, сообщает ИТАР-ТАСС. "Если это не стабилизатор, который был поставлен в положение "кабрирование" и не закрылки самолета, которые, были установлены во взлетное положение, то, значит, не хватило скорости. Эволютивных скоростей набора высоты не было", – отметил Сытник.

"Предварительная обработка зафиксированной параметрической информации самописцев позволяет определить, что, перед взлетом самолета стабилизатор был установлен в положение 8,7 градуса на "кабрирование" и закрылки самолета были установлены во взлетное положение – 20 градусов, – говорится в официальном сообщении Межгосударственного авиационного комитета (МАК). – Двигатели работали до момента столкновения с препятствиями".

Спецкомиссия МАК пришла к выводу, что, скорее всего, самолет при взлете не смог набрать нужной скорости.

Для полноценного взлета самолету типа Як-42 требуется 1800 метров пробега по ВПП. По одной из версий, самолет начал разбег с середины ВПП аэропорта Туношна. "Бетонка" Туношны – около 3 километров.

Самолет Як-42Д с игроками хоккейного клуба "Локомотив-Ярославль" 7 сентября 2011 года разбился в 2 километрах от аэропорта Туношна. Самолет не смог оторваться от полосы, прокатился несколько сотен метров по полю. Только после этого самолет стал подниматься в небо, но при наборе высоты задел 15-метровую мачту радиомаяка, расположенную за пределами аэродрома. После этого самолет развалился на три части, две из которых упали в реку.

Из 45 человек, находившихся в самолете, выжили двое: 26-летний нападающий "Локомотива" Александр Галимов и член экипажа авиалайнера Александр Сизов. Утром 12 сентября Галимов скончался в московской больнице от тяжелейших ожогов.

На борту разбившегося самолета была вся команда "Локомотива" – 37 человек. В составе команды были спортсмены и тренеры из России и семи других стран – Канады, Чехии, Словакии, Латвии, Швеции, Белоруссии, Украины.