Геофизика на службе дорожников

В Пермском крае всерьез взялись за искоренение одной из национальных бед. В строительстве и ремонте дорог начали применять новые технологии. Специалистам помогают геофизические приборы, с помощью которых дорогам делают своеобразное УЗИ. Новый подход уже называют грозой подрядчиков.

В Пермском крае всерьез взялись за искоренение одной из национальных бед. В строительстве и ремонте дорог начали применять новые технологии. Специалистам помогают геофизические приборы, с помощью которых дорогам делают своеобразное УЗИ. Новый подход уже называют грозой подрядчиков.

Участок федеральной трассы, соединяющей Екатеринбург и Пермь. Эта дорога – боль всех автомобилистов. По сути, дорогой ее назвать можно с большой натяжкой – практически весь набор дефектов дорожного полотна представлен здесь. Ямы, трещины, колеи – и все это в огромном количестве. Езда по этому участку – напоминает настоящий слалом. Водители ищут спасения на обочинах, на встречной полосе, но увернуться от всех препятствий все равно не получается.

Метод борьбы с такими дорогами предложили в Управлении автомобильных дорог Пермского края. Идея предельно проста: проблемы решили предупреждать еще на стадии строительства, а для этого впервые при контроле качества дорожных работ решили использовать лучшее из геофизической техники.

Это называют "сделать дороге УЗИ". С помощью специального прибора, который до сих пор применяли в основном в геологии, можно оценить качество дорожных работ. Проверяют однородность насыпи возле нового моста: устройство излучает электромагнитные волны и анализирует их отражение от разных пород. Насыпь сканируется по всей глубине, и если по проекту при строительстве предусмотрен мелкий грунт, то камень размером даже со спичечный коробок обязательно обнаружат, и это будет серьезным нарушением.

Заместитель начальника отдела контроля качества дорожных работ Главного управления автомобильных дорог Пермского края Станислав Лундин пояснил технические детали: "В дальнейшем это может привести к просадке, которая будет уже не только в теле земляного полотна, но и будет видна на поверхности проезжей части".

Другой прибор здесь в шутку называют "гроза подрядчиков". Таких на всю страну всего несколько штук. Как правило, его применяют на завершающей стадии укладки слоев щебня. Три удара груза о платформу – и техника выдает данные о модуле упругости дороги. Результат можно сравнить с цифрами проекта, и если они расходятся, то предстоит еще поработать катком, чтобы добиться эталонного значения. Еще одним устройством можно проверить качество главного рабочего слоя дороги – асфальта. Ведь даже если до последнего этапа все было сделано правильно, а асфальт положили плохой или с нарушениями, то дорожное полотно не прослужит долго. "Во-первых, может не быть соблюден зерновой состав, который также негативно сказывается на эксплуатационных качествах дороги", – пояснил специалист.

Пока использование геофизических приборов при контроле качества дорожных работ – это пилотный проект. Насколько действенными окажутся все эти методы, станет ясно уже до конца года, когда в эксплуатацию будет сдан первый участок дороги, от начала и до конца построенный с использованием всех технических новинок контроля.

Для участка федеральной трассы Пермь – Екатеринбург сегодня уже готовится план реконструкции. Вероятнее всего, это будет капитальный ремонт, что называется – "с нуля": от отсыпки новой насыпи до укладки асфальта. Возможно, что пригодятся и новые методы контроля качества работ, которые сегодня пробуют местные дорожные службы.