В этот день ровно 90 лет назад - в 1921 году - была создана Государственная общеплановая комиссия при Совете Труда и Обороны. За годы Советской власти ведомство девять раз меняло свое название. Но суть оставалось изначальной.

Госплан - ключевой орган, совершенно необходимый в командно-административной социалистической экономике. Символично, что и располагался Госплан на самом видном, ключевом месте столицы. Между улицей Горького и проспектом Маркса. Теперь в этом здании на углу Тверской и Охотного ряда заседает Государственная Дума.

Первоначально, задачей Госплана была реализация плана электрификации, плана ГОЭЛРО. И общее наблюдение за хозяйственной деятельностью. Но уже в 1927 году Сталин сформулировал качественно новую задачу ведомства, сказав: "Наши планы - это не планы-прогнозы, планы-догадки, это планы-директивы, которые обязательны для исполнения в масштабе всей страны". С тех пор, планирование - разумная и существующая во всех моделях экономики, в том числе и рыночной функция, была возведена в ранг закона. На практике это привело к тому, что все действующие в стране предприятия, в том числе в аграрном секторе, работали исключительно по плану, утвержденному центром. Что в этом плохого? Советская экономика оказалась исключительно негибкой, неспособной адекватно и быстро реагировать на появление новых технологий и изобретений. Зачем? Производство до последней детальки четко расписано на пять лет вперед. У заводов и фабрик - никакой головной боли, куда пойдет произведенная ими продукция. Им приказали - они сделали. Отсюда реальный спрос и реальное предложение, особенно по части товаров народного потребления, пребывали на противоположных полюсах.

В годы "развитого социализма" номенклатура изделий, утверждаемая Госпланом, исчислялась сотнями тысяч конкретных позиций. Чтобы ничего не забыть и запланировать производство, нужна была целая армия чиновников. И если в середине 20-х штат Госплана составлял 40 экономистов-экспертов, то в начале 50-х в центральном аппарате ведомства трудилось уже 1400 человек, а в брежневские времена эта цифра удвоилась. Но и это не спасало от неожиданных проколов. Всего один пример. В конце 70-х из продажи повсеместно исчезли обычные нитки. Для штопанья. Просто потому, что из пятилетнего плана по недосмотру выпала такая мелочь как производство катушек, на которые наматывают нитки. В самом деле - нитки - это министерство легкой и текстильной промышленности, а деревянные бобины-катушки - это изделие министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности. Не получив очередного заказа, это министерство производство катушек прекратило. Пришлось в спешном порядке закупать нитки за рубежом. Между прочим, выяснилось, что наматывать их можно просто на картонную гильзу, не тратя ценную древесину.

История с Андреем Светенко на радио "Вести ФМ"