Ситуация на Ближнем востоке и в арабском мире, по мнению экспертов, может привести к глобальным переменам. Все ли страны, охваченные волнениями, сумеют сохранить свою целостность и независимость? Как отразится происходящее на ценах на нефть? Каковы угрозы для мирового сообщества? Эти и другие вопросы Елена Щедрунова обсудила с президентом Института Ближнего Востока Евгением Сатановским и руководителем Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Российской Академии Наук Александром Шумилиным в студии "Вестей ФМ".
Щедрунова: Здравствуйте. У микрофона Елена Щедрунова. В этом часе мы будем говорить о ситуации в Ливии. Я так понимаю, что ситуация все-таки текущая, потому что она постоянно меняется, сведения приходят противоречивые из страны. И попробуем разобраться не только с тем, что происходит сейчас, но и с тем, что может произойти в ближайшее время, и уйдет ли все-таки, покинет ли власть Муамар Каддафи. И если это случится, то кто собственно придет ему на смену и что будет со страной в этом случае? У нас в студии президент Института Ближнего Востока Евгений Санатовский. Евгений Янович, здравствуйте.
Сатановский: Здравствуйте.
Щедрунова: И вот самый первый вопрос, который у меня, например, возник, это то, что Каддафи в начале недели говорит о том, что он зачисит каждый дом от всех оппозиционеров, а в конце недели заявляет о материальной поддержке населения, увеличении зарплат, выплаты просто материальных пособий населению и так далее, и тому подобное. О чем это говорит? О том, что режим постепенно сдается, понимая, что в этот раз не выиграет, или что-то там щелкнуло, и стало понятно, что проще деньгами загасить этот пожар, нежели оружием?
Сатановский: Ну, о чем говорил фюрер, когда сидел в бункере, а армия штурмовала Берлин? Ну, о разном говорил. Вообще когда лидеры такого фюрерского типа теряют власть, и очень скоро могут потерять жизнь. Когда человек, который понимал, что государство – это он в личном качестве, и ему совершенно эта страна и какие-то там люди, которые ее населяют, без него во главе не нужны, тогда он говорит о разном. Он говорит о том, что вот он всех уничтожит, потом он говорит о том, что он всех облагодетельствует, плохо понимая на самом деле, насколько его ненавидят.
Дни Каддафи сочтены. У него нет ни малейших шансов. Он, конечно, пытается сейчас откупиться или напугать, он делает все это, путаясь, что называется, в показаниях. Мы пожимаем плечами, потому что вопрос о том, удержит ли Каддафи власть, это не вопрос, от него отказалась даже часть старейшин его собственного племени Каддафа. Вопрос о том, сохранит ли он жизнь? Ну, если очень-очень будет стараться и куда-нибудь очень быстро убежит, может быть. Если нет, то вся эта ливийская сказка о Белоснежке и семи гномах (у него семь сыновей и одна дочь, их всех ненавидят примерно так же, как и его) кончится очень плохо. А кто придет ему на смену, мы не знаем. И останется Ливия на карте или не остается, мы тоже не знаем.
Щедрунова: Это Евгений Сатановский. И к нашему разговору только что присоединился руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин. Александр Иванович, здравствуйте.
Шумилин: Здравствуйте.
Щедрунова: Собственно, вы слышали то, что сейчас сказал Евгений Янович, что дни Каддафи сочтены, что это такая, я так понимаю, агония ливийского режима, и поэтому он может обещать все что угодно, но вот счет идет там на дни, видимо. Согласны с такой оценкой?
Шумилин: Конечно, именно так – на дни. Но это если предположить, что все будет протекать по тому сценарию, который уже просматривается сегодня, а именно, что народ его реально (в данном случае можно говорить о народе, как сказал мой коллега, в широком смысле этого слова), естественно, его отвергает всеми возможными средствами и невозможными. Но он сам, полковник, сделал ставку на наймитов африканских, забаррикадировал всю столицу так называемой стальной стеной из танковых батальонов и наводит там кровавый порядок внутри этого, как говорят, действительно квадрат получился такой, довольно стройный, внутри этого квадрата льет кровь.
И если так, отгородившись от всей своей страны, от народа и будучи, в общем-то (ну, назовем это так) преданным армии (слово такое с негативным оттенком, но в данном случае это надо воспринимать иначе, на мой взгляд, конечно, армия проявила – генералы и рядовые солдаты – больше здравомыслия, и основная часть воинских подразделений перешла на сторону повстанцев), то в этой конструкции Каддафи удалось и удастся просуществовать, конечно, не так много дней, но это будут дни. Посмотрим, как начнут развиваться события в ближайшее время.
Беседу с Евгением Сатановским и Александром Шумилиным слушайте в аудиофайлах





















































































