На этой неделе главный и многолетний мытарь нашей страны, замминистра финансов, ответственный за налоги и сборы, ещё в 90-е годы он работал над Налоговым кодексом, Сергей Дмитриевич Шаталов выступил с крайне резким заявлением по поводу того, что надо определяться с доходами и расходами.
"Мы прошли развилку, когда был выбор: снижать или повышать налоги. Если не будут пересмотрены важнейшие принципиальные решения, в том числе политические, то, скорее всего, налоги будут расти. Об этом нужно говорить открыто и честно", - заявил он.
Шаталов перечислил дополнительные расходы, ложащиеся бременем на казну, как-то: саммит АТЭС во Владивостоке, Олимпиаду в Сочи, чемпионат мира по футболу в 2018 году, проект "Сколково", и, прежде всего, оборонные расходы. Напомним, что в президентском послании 2010 году речь шла о предстоящем перевооружении армии, на что в наступающей декаде предполагается истратить 22 триллиона рублей. Сюда же относится и проведенное в прошлом и нынешнем году повышение пенсий, что также обошлось казне в дополнительные 2 триллиона.
Шаталов говорил в самом деле открыто: или изрядно подрезать расходы, или повышать налоги, потому что деньги из воздуха не берутся. Ему сразу стали возражать всегдашние оппоненты Минфина, заседающие в МЭР. Глава министерства Эльвира Набиуллина назвала минфиновский вариант "тупиковым" и указала: "Чтобы сбалансировать бюджет, необходимо в первую очередь увеличивать эффективность расходов".
С этим можно согласиться лишь частично. Что деньги тратятся неэффективно, что на казенных подрядах безобразно много воруют, с этим кто бы спорил. Тот довод Набиуллиной, что повышение налогов угнетает деловую активность, уводит доходы в тень и в конечном итоге снижает налогооблагаемую базу, денег от сбора налогов делается не больше, а меньше, - против этого довода тоже не возразишь. Принцип "Сдавши шкуру, сдай вторую" в долгосрочном плане не очень эффективен.
Однако, даже если завтра бюджетное воровство в России полностью прекратится (во что верится с некоторым трудом) законы арифметики вряд ли от этого упразднятся. Если расходы всё равно будут существенно выше, чем доходы, дыра в бюджете никуда не денется. Это не говоря о том, что искоренение воровства и увеличение эффективности расходов есть долгая песня, и результат скажется не сразу, а деньги на многочисленные начинания требуется выдать сегодня и немедленно.
Вероятно, отсюда и отчаянный демарш Шаталова. Некоторое время назад этот железный фискал, готовый бестрепетно собирать деньги, внезапно заговорил о том, что дальше повышать налоги нельзя, что это губительно. Уже и это обращение Савла в Павла могло бы насторожить.
Ещё более могло бы насторожить предложение, сделанное министром финансов Алексеем Леонидовичем Кудриным председателю Счётной палаты Сергею Вадимовичу Степашину. Кудрин предложил ему в рамках данных ему полномочий оспаривать и резать сверхнормативные расходы ведомств. Что иначе, как жестом отчаяния, не назовёшь.
Отчаяния - не отчаяния, но в любом случае очевидно, что совсем не работает тот принцип, при котором руководящие начинания предварительно как-то обсуждаются с ответственными за кошелек на предмет того, найдутся ли в кошельке потребные деньги. Без всякого обсуждения финансистам ставится задача: деньги изыскать, а как - это уже ваше дело.
В результате руководители министерства финансов начинают вести себя, как оппозиционные лидеры из теневого кабинета, что производит отчасти странное впечатление. Более логичным выглядело бы заявление о том, что я не могу, как это от меня требуют, сделать так, чтобы дважды два было десять, а потому прошу уволить меня с занимаемой должности, возможно, у кого-то другого это получится лучше. Но культура добровольных отставок по содержательным соображениям у нас не развита, так что, скорее всего, мы и в наступающем году будем наблюдать оппозиционные демарши.
Всего вам хорошего и счастливых праздников.



















































































