В Государственную думу внесен законопроект, существенно исправляющий ст. 57-5 ЖК РФ, говорящую о предоставлении квартир гражданам, стоящим в очереди на улучшение жилищных условий. Нынешняя редакция гласит: "Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта)". Новая редакция, адресованная жителям двух российских столиц, этой чертой не ограничивается - "Жилые помещения жилищного фонда субъектов РФ - Москвы и Санкт-Петербурга - по договорам социального найма могут быть предоставлены гражданам с их согласия в населенных пунктах, расположенных соответственно на территориях Московской области и Ленинградской области".
Как объяснил один из авторов законопроекта, депутат от "Единой России" В. С. Груздев, смысл поправки - решить "проблему бесконечных очередей на жилье в Москве и Санкт-Петербурге". "Во-первых, мы сможем сократить количество очередников в городах федерального значения. Во-вторых, будем способствовать выполнению задач приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", - подчеркнул Груздев.
Надо заметить, что слово "доступное" можно понимать в двояком смысле - доступное по цене и доступное по местонахождению. Против ценовой доступности тут не возразишь - жилье очередникам предоставляется вообще бесплатно, то есть о цене речи вообще не идет.
Иное дело - доступность по местонахождению. Уже Московская область довольно обширна - где-то на 150 километров - от Москвы к западу и на столько же - к востоку. Ленинградская область раскинулась еще более широко - в особенности на восток и на северо-восток. Там границы области отстоят от Петербурга на 300 и более километров. Есть города, расположенные в 200 с лишним километров от Петербурга. Согласно поправке, из коммуналки, расположенной близ Невского проспекта, теперь можно будет выехать в Тихвин или Подпорожье - как-нибудь поищите на карте - и обрести там доступное и комфортное жилье.
Переезд на столь приличное расстояние означает обрыв всех прежних привязанностей и социальных связей. 150, а то и 250 километров - какие уж там социальные связи. Но дело даже не в этих сентиментальных рассуждениях (хотя обрыв социальных связей не сулит ни человеку, ни обществу ничего хорошего). Дело в том, что со своим доступным и комфортным жильем новопоселенец вряд ли найдет на новом месте жительства доступную и комфортную работу. Или даже не комфортную, а вообще хоть какую-нибудь.
Уже сейчас была весьма сильна "маятниковая" миграция в пределах области, когда люди ездили два и больше часа на работу в Москву в один конец, а затем столько же - с работы домой. Не от большой любви к поездкам, а потому, что дома работы не было. Сейчас маятниковая миграция падает, но не потому, что дома в области работа появилась, а потому что в столичных городах ее стало меньше. Добавка к областной безработице посредством вселения гарантированно безработных в доступное и комфортное жилье - это социальная мина замедленного действия. У нас пока не было парижских предместий во всей их красе - теперь можно будет их получить.
Впрочем, нет уверенности, что реальное расселение очередников по области в самом деле предполагается. Новая поправка может существенно сократить число очередников посредством простого механизма. Очереднику предлагается квартира без каких-либо перспектив на работу за 150-200 километров от его нынешнего места проживания и нынешней работы. Он отказывается раз, отказывается два, после чего его на полностью законном основании исключают из очереди - нельзя же быть таким привередливым и отказываться до бесконечности. В итоге очередь начинает быстро таять.
Если же не принимать полезную поправку, то при нынешних фактически запретительных ценах на жилье, да еще в условиях кризиса, когда человек держится за каждую копейку, люди становились бы в очередь на улучшение, видя в том единственный, хотя и призрачный шанс получить приемлемое жилье. Посредством отпугивающей поправки им теперь разъяснят, что шанс не призрачный, а никакой, и вообще я по субботам не подаю. Видя, что тут ловить больше нечего, довольные граждане расходятся восвояси.
























































































