Тема:

Свиной грипп 3 месяца назад

Геннадий Онищенко советует носить маску и не ездить в опасные страны

Главный санитарный врач Геннадий Онищенко заявил, что детские группы не должны покидать пределы России до особого распоряжения
Врачи подтвердили диагноз гриппа А/H1N1 у двух жительниц подмосковного города Раменское, которые отдыхали на Кипре. Ожидать ли распространения эпидемии после сезона отпусков? В студии "Вестей" – главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко.

Врачи подтвердили диагноз гриппа А/H1N1 у двух жительниц подмосковного города Раменское, которые отдыхали на Кипре. Девушек госпитализировали в среду и сейчас они находятся под наблюдением. Также подтвердился грипп "Калифорния" у россиянина, проводившего свой отдых в Таиланде. Таким образом, в России зафиксировано уже семь случаев заболевания опасным вирусом. Ожидать ли распространения эпидемии после сезона летних отпусков? И к чему готовятся медицинские службы страны? В студии "Вестей" – главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

- Геннадий Григорьевич, здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Геннадий Григорьевич, правильно ли я понимаю, что в сезон летних отпусков поводов для тревоги станет больше?

- Сезон летних отпусков у нас в разгаре. Кстати, к тем семи, которых вы назвали, у нас за сегодня еще окончательно подтвердилось два случая, итого у нас получается 9. Двое – Соединенные Штаты, трое – Испания, Доминикана и Таиланд – по одному случаю, двое – Кипр. Итак, вот в этом в общем-то скромном балансе в 9 человек у нас только два – это деловые поездки. Все остальное – это тот отдых, о котором я начал с беспокойством говорить еще в мае месяце.

- Ну, а какие это выводы позволяет сделать? То, что больше заражаются вольные туристы или отдыхающие?

- Вывод позволяет сделать один. Первое, что, несмотря на жару и в Европе, и у нас в стране, грипп распространяется. Это симптом достаточно тревожный, потому что лето – это несвойственное для гриппа время, для его распространения. Второе, то, что вот весь завоз, который идет в нашу страну сегодня, идет за счет туристов в основном, которые находятся на отдыхе. Вывод один – давайте мы вместе с вами решим. Ну, зачем?

- Зачем отдыхать летом?

- Отдыхать летом надо. Зачем отдыхать в тех странах, о которых мы вас с мая месяца предупреждаем.

- Геннадий Григорьевич, так много этих стран становится уже. Посмотрите – и США, и Кипр, и Испания.

- Нет, нет, ну, зачем. Из 180-ти стран, которые есть на нашем земном шаре, сегодня заболевание уже зарегистрировано в 139, почти в 140, то есть, ну, подавляющее большинство стран. Но в разных странах разная интенсивность. Смотрите, 37 тысяч в Соединенных Штатах, 211 умерших. И всего два завезены в нашу страну. Почему? Потому что в Соединенные Штаты все-таки на отдых почти не едут. Это деловые поездки. Это политические, бизнес-поездки, ну, я не знаю, какие-то научные обмены. Характер труда человека другой. И, с другой стороны, на отдыхе – совсем другой характер поведения: расслабленный, полураздетый, абсолютно безответственный.

- Это интересно, значит, получается, расслабленные быстрее заражаются? С чем это может быть связано?

- Конечно, ну конечно. Ведь человек приезжает без настороженности. У него нет внутренней организации. Он приехал для того, чтобы погрузить свое неспортивное тело…

- В песок.

- В крупные трусы, которые ниже колен. Как они называются? Шорты, да. Надеть некое подобие обуви, при этом посещать злачные места с употреблением разного процента содержания спиртных напитков и все. Вот вам и результат. Ну, неужели в нашей стране негде отдохнуть? Да поверьте мне. Прекрасное Подмосковье, сказочный Байкал, наш прекрасный, овеянный легендами Сочи.

- Вы сейчас выступаете активным лоббистом внутреннего туризма.

- Я выступаю активно, как эпидемиолог. Раз мы везем оттуда, почему не воздержаться? Даже если вы в этом году не поедете в Таиланд, не поедете в Испанию, не поедете в Доминикану, что изменится-то? Ничего, абсолютно.

- В этом вы видите самый надежный способ защититься от "свиного гриппа"?

- Нет, в данном случае, если бы этот способ играл кардинальную роль, я бы употребил и власть. Просто взял бы и…

- И закрыли бы, да?

- И запретил. Но, поскольку это не совсем так, я просто в данном случае взываю к тем, кто меня слышит...

- Тот останется здоровым.

- Да, и подумайте, может быть, вы воздержитесь. Но дело в другом. Дело в том, что сегодня у нас с вами совершенно очевидно: пандемия объявлена, объявлена официально Всемирной организацией здравоохранения. Ее признают все страны. Пандемия начинает набирать обороты. Лето, жара, она растет. Слава Богу, пока еще мы не имеем с вами тяжелых форм. Все-таки подавляющее большинство случаев не требует медицинского лечения.

- Но вот действительно, Геннадий Григорьевич, когда на несколько сотен тысяч больных всего 400 скончавшихся, вроде воспринимается ситуация, как повод для паники, а не для серьезного беспокойства, обывателями я имею в виду.

- Ну, каждая жизнь бесценна, а вы говорите. Во-первых, 600 уже с лишним заболевших и умерших.

- Но слово такое – пандемия, страшно все равно.

- Пандемия, она в данном случае не страшная, она просто настораживающая нас, профессионалов. Давайте все-таки не будем друг друга пугать, а все-таки еще раз скажем нашим россиянам, так что же нужно делать. Потому что, когда мы говорим о каких-то смертях, о каких-то количестве стран, ну, естественно, настораживает.

- Да.

- Человек – беззащитный. На самом деле он хорошо защищен, если он знает и выполняет то, что требуется. Все, что вам говорили с самого детства, с самых ранних школьных классов, в институте, все здесь действует. Средства профилактики очень понятны, просты, дешевы и самое главное – реальные. Первое, ну, вот я уже назвал: воздержитесь, ну воздержитесь. Если кто-то приехал из тех стран, которые почему-то считаются для отдыха, а я считаю только для заражения гриппом, и у него появились признаки заболевания – температура, головная боль, первое – изолируйте его, если это ребенок. Если это взрослый человек, ну, увещевайте его. Если вы были с ним в контакте, обратитесь к врачу: что сделать, чтобы не заболеть. Я думаю, что основные события у нас начнутся в сентябре-октябре. Как только похолодало – одевайтесь по сезону. Давайте возьмем для себя и решим: все мы будем ходить в масках. Я первый буду ходить по улицам в маске, если это как-то повлияет на менталитет.

- Геннадий Григорьевич, простите, а вы к сентябрю делаете какие-то прогнозы по числу заболевших, вы ведь ведете некие расчеты?

- Прогноз – это самое неблагодарное дело. Давайте без прогнозов. Что мы будем делать? Мы будем прививать. Это специфическая мера профилактики. Мы закупили 27 миллионов доз вакцины. 20 миллионов взрослой вакцины, а 6,8 миллиона – детской вакцины. Мы привьем, кого положено. Это школьников, детей младших классов и лиц старше 65 лет, ну, конечно, врачей. Не потому, что рубашка ближе к телу, потому что это самый уязвимый контингент, потому что все больные пойдут к нему, к врачу. Привьем их. Но этого мало.

- Привьете от обычного гриппа или уже специфического гриппа?

- Привьем от сезонного гриппа.

- От обычного.

- Но сейчас ведется разработка актуальной вакцины. И проблем с ее разработкой и созданием нет. Проблема есть – в каком объеме и сколько привить. Кого привить, мы тоже знаем. Конечно, сезонной пандемической вакциной мы будем прививать группы риска, где немножко другие группы риска. Опять медики, опять лица, имеющие большой обширный контакт в силу своей профессии, контактирующие с большим количеством населения. Педагоги, дети. Это мы будем делать. И тут нам понятно. Другой вопрос – какой объем. Сейчас мы внимательно и с Всемирной организацией здравоохранения работаем, и с другими странами, например, с Соединенными Штатами, потому что это самая пострадавшая страна на сегодняшний день, самый большой опыт имеет этой работы. Вчера, вы, наверное, заметили, французы сообщили, что они потратят миллиард евро, изготовят 94 миллиона доз вакцины и уже с начала сентября начнут прививать. То есть, они для себя приняли решение. Буквально 21 числа на правительственной комиссии мы еще раз к этому вопросу вернемся и, конечно, в любом случае, кроме сезонной вакцины, будут использоваться и вакцины из пандемического штамма. Другое дело – в каком объеме.

- Французское или американское? Или мы свое разработаем к этому времени?

- Российское будет.

- Наше, российское.

- Да, так что нам не нужно ни французскую, ни американскую.

- Наша когда будет готова?

- Я думаю, что в сентябре у нас уже будет, появится первой промышленной серии. Возможности нашей отечественной промышленности – это где-то порядка 43 миллионов доз, в том числе и живой вакцины. Что касается живой вакцины, то мы в принципе ведь несем ответственность и за Центральную Азию и Восточную Европу, и обещали им помочь в рамках Совета министров стран СНГ. Поэтому здесь тоже есть. Но давайте вот не будем в эту область сходить, то есть, говоря о вакцинации, я тоже успокаиваю население, ребят, ничего делать не надо, мы вас привьем, и все будет нормально. Но я еще раз акцентирую внимание – паники нет, ситуация, действительно, есть, и нам надо с вами очень внимательно относиться к тем рекомендациям, которые дают врачи.

- Большое спасибо, Геннадий Григорьевич.

- Пожалуйста.

- Благодарим вас за то, что вы нашли для нас время и пришли сегодня к нам. У нас в студии был главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко.