Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху впервые заявил, что готов признать независимое палестинское государство и призвал палестинских лидеров немедленно начать переговоры. Но, мирный процесс, по его словам, сдвинется с мёртвой точки только если Израиль получит гарантии безопасности. Свою речь, полную обещаний и условий, премьер произнёс с трибуны Бар-Иланского университета.
Ситуация потребовала от Биньямина Нетаньяху чудес политической эквилибристики. С одной стороны, не рассориться со стратегическими партнерами в Вашингтоне и что-то сказать о будущем палестинского государства, с другой стороны, сделать все возможное, чтобы не рассыпалась собственная правительственная коалиция, а значит, что-то сказать о сохранении поселения на западном берегу. Он буквально был вынужден идти по лезвию ножа на глазах у израильского политического бомонда.
Небольшой амфитеатр лектория Бар-Иланского университета заполнен до отказа маститыми политологами, журналистами, дипломатами. Предстоящая речь израильского премьера задолго до этого момента будоражила умы обещанной сенсационностью и исключительной секретностью всего, что касалось ее содержания. Левые ждали от Нетаньяху готовности к мирному диалогу с палестинцами. Правые – бескомпромиссной жесткости в отношении арабских соседей.
Но израильский лидер неспроста избрал для выступления Бар-Илан, чья профессура считается интеллектуальной базой "Ликуда", где формула урегулирования с палестинцами "Два государства для двух народов" считается опасной либеральщиной.
"Когда в зале, предшествуя мужа, которого она стремилась поддержать, появилась первая дели Израиля Сара Нетаньяху, стало ясно, что выступление видится премьеру исключительно личным и важным. По сути, залу предстояло услышать эмоциональное кредо Нетаньяху", – считает активист партии "Ликуд" Натан Щеранский.
"Если мы получим гарантии демилитаризации, и если палестинцы признают Израиль еврейским государством, мы будем готовы пойти на мирное соглашение и прийти к созданию палестинского демилитаризованного государства рядом с еврейским государством Израиль", – заявил Нетаньяху с трибуны.
Под звуки аплодисментов, что взрывали аудиторию 15 раз за 25 минут выступления, Нетаньяху произнес, наверное, самую правую премьерскую речь в Израиле со времен Минахема Бегена.
Палестинских беженцев не будет на территории еврейского государства. Иерусалим останется неделимой израильской столицей. Поселения на западном берегу будут и дальше расширяться за счет естественного прироста населения. Любые разговоры с палестинским руководством возможны только после однозначного признания им еврейского характера государства Израиль. Вряд ли. Видимо все, о чем просил Нетаньяху Барака Обаму на встрече в Вашингтоне, тот решил оставить без внимания.
"Барак Обама, конечно, хочет играть большую роль миротворца на Ближнем Востоке, однако он весьма наивен, если рассчитывает, что здесь можно быстро достичь мира", – уверен директор института по стратегическим исследованиям им. Бегина-Садат доктор Эфраим Инбар.
Ничего не сказав о плане мирного урегулирования "Дорожная карта", заведомо пообещав ущемить еще не существующее палестинское государство в суверенитете, Нетаньяху задал непростую задачу международному квартету посредников по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.
"В Палестине на ключевую речь израильского лидера откликнулись немедленно. Нетаньяху потребуются тысячи лет прежде, чем ему удастся найти палестинца, который согласится с его условиями", – сообщил из Рамалы личный советник Махмуда Абаса, Саи Парикат.