Предприниматели потянулись в колонии за дешевой рабочей силой

Калининградские предприниматели нашли неординарный способ борьбы с кризисом. Они переносят свои производства в буквальном смысле за решётку. Уже сейчас на территориях колоний разместились десятки коммерческих организаций. Дело вроде бы выгодное, но есть и оборотная сторона.

Калининградские предприниматели нашли неординарный способ борьбы с кризисом. Они переносят свои производства в буквальном смысле за решётку. Уже сейчас на территориях колоний разместились десятки коммерческих организаций, где производят сотни наименований товаров – от украшений до стройматериалов. Дело вроде бы выгодное – заключённые не претендуют на большие зарплаты. Но у этой медали есть и оборотная сторона.

О том, что это производство находится за решеткой, не выдает ровным счетом ничего. Здесь все как на воле – четкая трудовая дисциплина и рабочий день по расписанию. Разрешены даже перекуры. И только люди в форме напоминают – это колония строго режима. А все работники – убийцы и насильники.

"Мы можем себе позволить некоторых людей списать, то есть они уйдут отдыхать в жилую зону, но они для нас не потеряны. В любой момент поднимется производство, мы их вызовем, и они у нас опять работают. На воле этого не получится", – объясняет Дмитрий Юфирев, технолог производства.

Экономический кризис, бушующий по ту сторону решетки, добрался и сюда, но потери у производства минимальные. Сократились поставки вентиляционного оборудования в Белоруссию, но в этом году местная продукция вышла на европейский рынок. В год здесь перерабатывают больше 50 тонн нержавейки.

"Здесь в разы дешевле рабочая сила – 4600 рублей мы должны оставить колонии, чтобы сегодня найти такого специалиста на свободе, ну это нереальная сумма. На воле люди претендуют на 10-15-25 тысяч. У меня есть одно предприятие, куда приходят люди, мы их обучаем, после этого им предлагают более повышенную зарплату, и они уходят. Эта проблема текучести кадров", – рассказывает Андрей Дровняшин, председатель Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области.

Перенос производств за решетку для калининградских предпринимателей сейчас, пожалуй, единственный выход значительно сократить свои расходы и сохранить бизнес. На территории колоний уже разместились 40 коммерческих организаций. И спектр выпускаемой осужденными продукции разнообразен – от янтарных украшений до тротуарной плитки и пластиковых окон.

"Конечно, на воле таких станков нет, там ручная аргоная сварка, в общем, неплохая такая профессия. Я выйду на волю, у меня не будет никаких проблем с работой", – уверен осужденный Виктор Шацких.

До выхода на волю Виктору Шацких осталось 24 дня. И он еще не знает, что в Калининградской области самый высокий уровень безработицы в северо-западном регионе. Причем, не только среди бывших клерков. В службе занятости зарегистрировано больше 20 тысяч безработных. Поэтому специалист-сварщик – потенциальный претендент на это звание. Тогда как за решеткой сейчас есть работа с зарплатой, пусть даже минимальной, для полутора тысяч осужденных.

"Мы на сегодняшний день кредитоваться не можем, потому что мы федеральная структура, бюджетная, и обслуживаемся только в казначействе, и в других банковских организациях мы не имеем право открывать свои счета", – объясняет Валерий Шиянов, заместитель начальника Управления ФСИН по Калининградской области.

Такая ситуация на рынке труда региона сложилась не только из-за кризиса. В области не хватает рабочих рук, а в системе исполнения наказаний сохранилась, пожалуй, наиболее мощная база подготовки специалистов. Профтехучилище в 90-е годы не развалилось, а совсем недавно здесь обновили материальную базу. Поэтому уровень подготовки работников за решеткой намного выше, чем воле.