Свое 35-летие одна из крупнейших в мире железнодорожных магистралей, грандиозная "всесоюзная комсомольская стройка" – Байкало-Амурская магистраль (БАМ) встречает песнями молодости и планами на скорое развитие. Торжества на главной площади "столицы Байкало-Амурской магистрали" – города Тынды – открыли показательные выступления военного духового оркестра и песни о БАМе в исполнении местных творческих коллективов. Сюда же на праздник из Хабаровска, Иркутска и Нерюнгри прибыли три спецпоезда, пассажирами которых стали ветераны отрасли и почетные строители БАМа.
Выступивший на торжественном митинге президент компании "Российские железные дороги" Владимир Якунин сравнил строительство Байкало-Амурской магистрали "с такими достижениями, как первый полет человека в космос". Он особо подчеркнул, что "целая плеяда руководителей нашей страны участвовали в строительстве БАМа". Губернатор Амурской области Олег Кожемяко отметил, что магистраль – "кормилец для многих жителей Севера". "В некоторых районах БАМ является единственной транспортной артерией на огромных северных пространствах", – сказал он.
В этот день в Тынде пройдет церемония награждения ветеранов, строителей и работников БАМа отраслевыми и ведомственными наградами, "круглый стол", посвященный вопросам развития магистрали, гала-концерт на городском стадионе. Завершится празднование грандиозным фейерверком.
Железнодорожная магистраль, начало строительства отдельных участков которой относится к 30-м годам XX века, стала символом для нескольких поколений комсомольцев. Именно они, приехавшие тогда в Сибирь на строительство, а также члены их семей станут в субботу главными гостями на торжествах в Тынде. В этом городе пройдут концерты, народные гулянья, награждения ветеранов и передовиков. Многие перебирались сюда из разных уголков СССР и остались здесь жить.
Байкало-Амурскую магистраль смело можно назвать интернациональной стройкой. Комсомольские отряды из разных республик СССР соревновались, возводя свои объекты. Так, крупнейшую станцию "Ургал строили посланцы Украинской ССР, станцию "Улькан" – Азербайджанской ССР, а город Тынду – комсомольцы из Москвы.
Общая протяженность пролегающего по Восточной Сибири и Дальнему Востоку БАМа составляет 4324 километра. Большая часть трассы проходит в гористой местности. На трассе магистрали пробито восемь тоннелей, железная дорога пересекает 11 крупных рек, на ней построено 2230 мостов. В среднем ежегодно по БАМу перевозят около 12 миллионов пассажиров и от восьми до десяти миллионов тонн грузов.
Предложения о транспортном освоении Забайкалья и Приамурья появились еще XIX веке, но лишь в начале XX века севернее Байкала стали проводить изыскательские работы и серьезно обсуждать идею "Второго Транссиба". В 1930 году в ЦК ВКП(б) и Совнарком был направлен документ о проектировании и строительстве железнодорожной магистрали с выходом ее к Тихому океану. Именно в этом документе будущая дорога впервые названа Байкало-Амурской магистралью. В 1932 году вышло постановление о строительстве БАМа, согласно которому движение по всей железной дороге в режиме рабочей эксплуатации должно было быть открыто к концу 1935 года. Вскоре начинается строительство отдельных участков, а также определяется генеральное направление трассы с опорными пунктами Тайшет – север Байкала – Тындинский – Ургал – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Этот период один из самых мрачных в истории БАМа – линию прокладывали заключенные , среди которых были и философ Павел Флоренский, и будущий маршал Константин Рокоссовский, писатели Анастасия Цветаева и Юрий Домбровский.
Великая Отечественная война помешала строительству магистрали, но в 1943-1945 годах все-таки был открыт стратегический участок Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань, а в 1950-х годах стал действовать западный участок Тайшет – Усть-Кут.
"Эпоха всенародного энтузиазма" началась после постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года "О строительстве Байкало-Амурской магистрали". XVII съезд ВЛКСМ объявил БАМ ударной комсомольской стройкой.
Единой магистралью БАМ стал 27 октября 1984 года, когда было уложено знаменитое "золотое звено", соединившее западную и восточную части железной дороги – от Тайшета до Ванино, но еще пять лет продолжалась работа по достройке инфраструктуры БАМа и вспомогательных веток. В 1989 году на магистрали началось сквозное движение поездов. Последний объект строительства – крупнейший в России 15-километровый Северомуйский тоннель – был открыт только в 2003 году.
Что касается перспектив БАМа, то, как уверяют в компании РЖД, магистраль должна принять на себя пропуск тяжеловесных поездов, оставив Транссибу пассажирские и контейнерные перевозки. Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года, в зоне БАМа планируется построить 13 новых линий общей протяженностью семь тысяч километров. За счет строительства линии до Якутска, освоения месторождений и развития Ванино-Совгаваньского узла объем перевозок на магистрали увеличится в два-три раза.
Строительство нового – Кузнецовского – тоннеля на линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань позволит к 2020 году довести грузопотоки на восточных участках БАМа до 50 миллионов тонн в год. Пассажирооборот к этому времени может достигнуть уровня 16,3 миллиона человек, сообщает ИТАР-ТАСС.