Дураки пока бесплатные. Блогеры возмущены планами Минэкономразвития

"Все дороги сделают платными" - так в российской блогосфере интерпретировали недавнее заявление замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача. Тема об очередном покушении на права, свободы и кошельки россиян не на шутку взволновала Рунет. Но так ли на самом деле коварен план чиновников?

"Все дороги сделают платными" - так в российской блогосфере интерпретировали недавнее заявление замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача. Тема об очередном покушении чиновников на права, свободы и кошельки россиян не на шутку взволновала Рунет, став, по версии "Яндекса", одной из самых обсуждаемых в онлайн-дневниках. "Платные дороги и бесплатные дураки.. Лучше бы наоборот" - сокрушаются блогеры.

Напомним - Клепач сообщил, что в его ведомстве разрабатываются проекты нормативных актов, которые сделают возможным обойти существующее сейчас в законодательстве требование - без наличия бесплатного дублера строить платную дорогу нельзя. "Мы будем готовить предложения, чтобы механизм платности автодорог был более гибким, чтобы не было обязательного требования наличия альтернативных бесплатных дорог", - сказал он.

Чиновник пояснил журналистам, что МЭР будет предлагать отказаться от обязательности бесплатных дублеров как при строительстве новых платных автодорог, так и при реконструкции и "конвертировании" в платные существующих бесплатных трасс. По словам Клепача, плату за проезд можно будет сделать "небольшой", поэтому социального напряжения нововведение не вызовет.

Но напряжение, судя по реакции интернет-пользователей, уже зарождается, причем дошло до самого верха. "Сегодня Андрей Клепач предложил сделать ВСЕ дороги в РФ платными! Как Вам это?" - интересуется в комментариях в "Живом журнале" президента России Дмитрия Медведева пользователь Евгений Быков. "Видимо, провалилась затея со строительством платных дорог, и решили ничего не строить, а просто брать деньги за существующие, при этом сначала начнут брать деньги, а потом, может быть, будут их реконструировать и строить новые. Да зачем строить новые, если и так платят?!" - негодует житель Архангельска.

Главный аргумент Минэкономразвития в пользу своей идеи - при нынешних условиях строительства крайне сложно заинтересовать дорожным строительством частных инвесторов. Сроки окупаемости таких инфраструктурных проектов крайне длительные, а уж если к основной дороге придется строить еще и бесплатный дублер - так и вовсе выйдет одно разорение. Вот и не хотят инвесторы вкладывать деньги, а у государства их не стало из-за кризиса - и так не поражавшую воображение своими масштабами программу дорожного строительства решили профинансировать в объеме, почти вдвое меньшем запланированного.

В Минэкономразвития убеждают: речь не идет о том, чтобы сделать платными все дороги в стране. Как пояснил, комментируя высказывание своего начальника, директор департамента инвестиционной политики ведомства Сергей Беляков, пользоваться возможностью обойтись без бесплатного дублера будут лишь при строительстве дорог там, где сейчас дороги с твердым покрытием нет вообще. А в России, особенно за Уралом, таких территорий довольно много, и приток частного капитала в развитие дорожной сети здесь был бы как нельзя кстати.

Но россияне не верят ни в то, что собранные деньги пойдут на содержание дорог, ни в то, что "безальтернативные" платные дороги будут хорошими. "Неужели ты думаешь, что переведя все дороги в платные, страна хоть что-то получит взамен? Налоги, качество дорог и прочее?" - заочно обращается к замглавы Минэкономразвития ЖЖ-юзер chelobitnik.

"Час от часу не легче. Теперь хотят сделать так, что отремонтировал дорогу - взимай бабло за проезд. Типа, "небольшое бабло", чтобы не было социального взрыва. Остается только догадываться, что в понимании наших рублёвских обитателей "небольшое бабло"", - мрачно готовится к росту своих транспортных затрат некто blindraven.

К вопросу о "бабле" - пока ни одна платная автодорога в России не построена, так что о расценках можно лишь теоретизировать. Однако, известно, что по расчетам Минтранса стоимость проезда 1 км по платному 40-километровому участку дороги Москва - Санкт-Петербург должна составить около 3,6 рубля. Нетрудно посчитать, что при среднем расходе бензина около 10 литров на 100 километров суммарные затраты на проезд 1 километра по платной трассе составили бы при нынешних ценах на топливо 5-6 рублей. То есть как будто ваш автомобиль стал внезапно потреблять в два с лишним раза больше бензина, чем обычно.

Стоит отметить - самого проекта поправок в законодательство, который подготовили в Минэкономразвития, пока что никто не видел. Так что не исключено, что нюансы - наподобие того, где именно разрешено обходиться без дублеров - там все же будут учтены. Да и как их не учесть, если свобода граждан на передвижение гарантирована Конституцией, а значит закон, ограничивающий эту свободу, может быть с легкостью оспорен в Конституционном суде.

Неплохо было бы также подумать и о том, насколько справедлива будет ситуация, когда автомобилисты, и так платящие далеко не копеечный транспортный налог, будут обязаны дополнительно приплачивать за платные дороги. Например, во Франции, где много платных дорог, транспортный налог отсутствует.

Так или иначе, появления платных дорог россиянам вряд ли удастся избежать. По крайней мере, началу реализации первого подобного проекта не помешал даже кризис - весной этого года начали строить платную дорогу, которая свяжет Минское шоссе в районе Лесного городка и МКАД в районе пересечения с Молодогвардейской улицей. Трасса призвана разгрузить Минское шоссе, а также дать автомобилистам возможность избежать проезда через Одинцово. А в следующем году должны начать строить платный дублер "Ленинградки" на участке 15-58 км.