Поисковики из Псковской области обнаружили советский скоростной бомбардировщик, сбитый во время Великой Отечественной войны. Самолёт сбили летом 41-го во время боёв за Великие Луки. Теперь машину поднимают. Главное – узнать бортовой номер, а уже по нему – имена и судьбу экипажа.
В Новосокольническом районе со дна озера поднимают самолет, который разбился во время Великой Отечественной войны. По предположениям, это случилось зимой 42-го или 43-го года, когда здесь шли ожесточенные бои за южную столицу области Великие Луки.
Поисковики считают, что здесь лежат обломки так называемой "пешки", бомбардировщика ПЕ-2. О нахождении машины они узнали из рассказов местных жителей, которые якобы даже подходили к разбившемуся самолету. Но, как оказалось, этот подъем принес много сюрпризов. За уникальной операцией наблюдала съемочная группа "Вестей".
На берегу все сбились со счета. В который раз водолаз Константин Отчаянный ныряет в мутную воду. Но каждый такой подход – это шаг для поисковиков к истине. Что же за машина лежит на дне озера?
Два дня операции. Два пустых баллона с кислородом. Это целый час работы под водой. Условия – самые экстремальные. Видимость – нулевая. Глаза водолаза – это его руки. Трехминутное ожидание и у поисковиков – очередная партия обломков самолета. Среди них – кусок редуктора с номером машины, а это возможность узнать модель самолета, когда он разбился и даже имена экипажа.
"В то время здесь летали самолеты С-150 скоростного бомбардировочного полка. Командовал полком майор Пайли", – рассказывает заместитель директора музея боевой славы Псковской области Михаил Романов.
Как оказалось, предположения поисковой группы не подтвердились. На дне Беззубовского озера лежат обломки не "пешки", а скоростного бомбардировщика, так называемого СБ. Такие машины использовались в начале Великой Отечественной. На них отбивали наступление немецких войск.
Этот самолет был сбит в июле-августе 1941 года во время боев за Великие Луки. Узнать место падения удалось из рассказов местного населения. "На территории Псковской области много было потеряно экипажей СБ, – говорит сотрудник музея боевой славы Псковской области Константин Буевич. – Самолет имел хорошую планерность и, как правило, садился, если кто-то из членов экипажа, как правило, летчик, был жив. Самолет обычно сажался вынужденно без всяких эксцессов. Ну а этот подбитый самолет – он, естественно, падал и разбивался".
От удара об воду самолет развалился на небольшие фрагменты. Они лежат на разной глубине – от 5 до 10 метров. Куски обшивки, хвостовая часть с колесом, шасси и даже радиостанция штурмана – эти детали уже удалось поднять. В озерном иле некоторые части сохранились как новые.
Самая сложная часть операции – подъем двигателя бомбардировщика. Он лежал на глубине около 10 метров под толстым слоем ила. В течение нескольких часов его непрерывно размывали. Несколько подходов и водолазу удалось его подцепить. Подробнее об этом – Юрий Смирнов, председатель правления Союза поисковых отрядов России: "Для нас каждый подъем важен. Во-первых, это имена тех, кто защищал нашу Родину в 41-45-м. Во-вторых, несмотря на некую непрезентабельность вида этих обломков, я надеюсь, что наши реставраторы восстановят этот самолет".
На таком самолете летал экипаж из трех человек. Обнаружить их останки пока так и не удалось. Но операция по подъему бомбардировщика ещё продолжается. Надежду поисковый отряд не теряет.