В течение десяти дней закон о торговле по поручению Владимира Путина будет доработан на базе версии Минпромторга. Такое решение было оглашено на заседании правительства. В законопроекте решено оставить норму о "типовых договорах" на поставку продовольствия и зафиксировать предел торговой наценки.

В течение десяти дней закон о торговле по поручению премьер-министра Владимира Путина будет доработан на базе версии Минпромторга. Такое решение было оглашено на заседании правительства. В законопроекте решено оставить норму о "типовых договорах" на поставку продовольствия и зафиксировать предел торговой наценки. Закон о торговле разрабатывался Минэкономразвития в течение двух лет и в апреле прошлого года был направлен на согласование в профильные ведомства. Заседание правительства, начавшееся в одном из московских супермаркетов, развеяло последние сомнения.

Своеобразной кульминацией битвы гигантов, поставщиков и продавцов, стало заседание у премьер-министра, посвященное обсуждению закона о торговле. Масло в огонь полемики подлили результаты визита Владимира Путина в один из столичных сетевых магазинов. Выяснилось, что на молочную продукцию там наценка в среднем составила 10 рублей, на мясную - 120!

"Конечно, можно порадоваться, что у нас большой выбор товаров. Еще много в стране людей, которые видят колоссальное преимущество по сравнению с тем, что было лет 15 назад, когда у нас были пустые полки. Но трудно себе представить ситуацию, чтобы в стране с развитой социальной и рыночной системой была торговая наценка на товар в 70 с лишним процентов. Это перебор!" - заявил Путин.

Откуда берутся такие цифры, и продавцы, и поставщики отвечают одинаково: это бизнес. Однако мотивы у каждого свои. Наценка на конкретный товар, сколь бы высокой она ни казалась, - единственный способ заработать на развитие сети, утверждает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский.

"В каждой сети - свой мини-завод. Там своя логистика, по 70 тысяч человек работает, свой парк автомобилей, огромное количество магазинов, аренда и так далее. У сети должен быть маржинальный доход, чтобы покрывать издержки, чтобы эта маржа давала сети возможность развиваться. Прибыль сетей по прошлому году составила от 1 до 3,5% процента. Кто-то закрыл год в минусе", - рассказал Белоновский.

Кроме того, 70-процентная наценка устанавливается не на все товары, а только на отдельные виды, чаще премиум-класса. За счет повышения наценки, к примеру, на один сорт колбасы можно снизить цену на другой, добавляет Илья Белоновский.

"У колбасы, которую берут каждый день, наценка всегда меньше. У дорогого продукта - больше. А  средняя наценка в сетях составит 20-23%,  25% -  максимум", - отметил Белоновский.

Поставщики высоким наценкам, снижающим покупательский интерес, не рады, тем более что это - не единственный фактор, влияющий на конечную цену товара у ретейлеров. Есть еще так называемые бонусы, рассказывает член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Наталья Ермакова.

"Сельхозпроизводители жалуются на торговые сети, а торговые сети - на сельхозпроизводителей. То продукция некачественная, то они не выполняют договорные условия. А сельхозпроизводитель как раз и говорит, что их крупные торговые сети душат - они платят за вход, за полку, только за воздух не платят", - сказала Ермакова.

Хочешь продавать - плати. Такой негласный закон работал между производителями продукции и руководством торговых сетей еще с 90-х. Поставщики, в общем, не против оплатить "таксу" за вход, выгодное размещение своего товара на полках или дополнительные маркетинговые услуги от сети, но все должно быть в разумных пределах, уверен председатель совета директоров компании "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобашвили.

"Есть некоторые вещи, которые вполне объективны. За это можно заплатить бонус. Что произошло два года назад? Были 27 позиций, которые были навязаны торговыми сетями. Допустим, поставщик должен обеспечить сети прибыль не меньше  такого-то размера. Если она не получит прибыль в связи с какими-то своими собственными нарушениями или  чем-то еще, тогда покрывается все за счет поставщика. Это были 27 позиций, где мы упирались с двух сторон. К сожалению, не договорились", - подчеркнул Якобашвили.

И не только абсурдность некоторых требований сетевиков не устраивает предпринимателей. По словам президента Мясного союза, директора Лианозовского колбасного завода Мушега Мамиконяна, шестизначные цифры даже крупным производителям не по карману.

"При обороте около 100 миллионов по 2008 году выплатил около 27 миллионов долларов в виде программ бонусов, маркетинговых мероприятий. Это неоправданные траты, - уверен Мамиконян. Для того чтобы компании дойти до своего покупателя, заплатить еще такие средства товарным проводникам!"

Продавцы же утверждают, что не они придумали бонусы, и вполне готовы от этой системы отказаться, если производители пропорционально размеру взноса снизят закупочную стоимость товара. Получается замкнутый круг, выходом из которого и должен стать закон о торговле. Разрабатывался он Минэкономразвития в течение двух лет. Было подготовлено пять вариантов проекта. Теперь у авторов закона осталось 10 дней, чтобы внести в Думу последний и окончательный вариант документа.