Российские аналитики называют лондонский саммит компромиссом и пиар-акцией

Трудно было предположить, что саммит в Лондоне завершится принятием итоговой декларации
Эти улыбки оказались вовсе не протокольной любезностью. Саммит G20 начисто разрушил все негативные прогнозы
Трудно было предположить, что саммит в Лондоне завершится принятием итоговой декларации
Эти улыбки оказались вовсе не протокольной любезностью. Саммит G20 начисто разрушил все негативные прогнозы
"Поворотным этапом" и "историческим" в борьбе с мировым кризисом назвали участники саммита "большой двадцатки" итоги своих переговоров в Лондоне. План действий на общую сумму в $1,1 триллиона должен помочь миру преодолеть один из самых тяжелых за последние десятилетия кризис.

"Поворотным этапом" и "историческим" в борьбе с мировым кризисом назвали участники саммита "большой двадцатки" итоги своих переговоров в Лондоне. По-мнению лидеров группы G-20, в которую входят ведущие западные страны и крупнейшие развивающиеся экономики, план действий на общую сумму в $1,1 триллиона должен помочь миру преодолеть один из самых тяжелых за последние десятилетия кризис.

Согласно итоговому коммюнике, увеличивается ресурс Международного валютного фонда (МВФ) на $500 миллиардов – с $250 миллиардов до $750 миллиардов (в том числе $250 миллиардов – в форме немедленного финансирования от стран-участниц).

Кроме того, решено разместить 250 миллиардов SDR ($373 миллиарда) среди акционеров МВФ. Из этой суммы $100 миллиардов будут направлены на emerging markets и в развивающиеся страны. В течение полутора лет участники G-20 направят $5 триллионов долларов на решение проблем национальных экономик, что в итоге должно обеспечить рост производства на 4%.

Авторы коммюнике выразили намерение бороться с протекционизмом в мировой торговле, повысить уровень сотрудничества между государствами по вопросам надзора за финансовой системой, а также принять меры в отношении стран, которые не следуют международным стандартам обмена налоговой информацией (tax heavens и non-cooperative jurisdictions).

Успешным называет состоявшейся в Лондоне саммит ведущий научный сотрудник Института Европы РАН и главный редактор журнала "Современная Европа" Виктор Мироненко. По его словам, до начала встречи были большие сомнения, смогут ли представители двух взглядов (англосаксонский и европейский) по выходу из кризиса договориться о каких-то совместных действиях.

"Поэтому главное – это, конечно, некая общая политическая воля предпринять совместные действия и совместные шаги по преодолению мирового экономического кризиса и по обеспечению устойчивого стабильного развития и роста экономики", - сказал российский эксперт.

Согласен с этой точкой зрения и заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк, подчеркнув, что в британской столице "победила дружба". "Удалось избежать раскола при наличии двух точек зрения, а достигнутые договоренности каким-то образом позволяют сочетать и наличие индивидуальных подходов, и необходимость коллективного подхода", - уверен Кременюк.

Однако гендиректор Центра политических технологий Сергей Михеев, считает состоявшийся саммит ни что иное как простая пиар-акция, главная цель которой - демонстрация всему миру единения 20 ведущих держав мира в вопросах разрешения глобальных проблем и выхода из кризиса.

"По большому счету, ни о каких радикальных и действительно системных прорывов, на мой взгляд, говорить не приходится, - сказал эксперт. - Речь идет о том, что по-прежнему именно финансовые структуры, именно финансовые институты и инструменты продолжают оставаться в центре экономики, оттесняя реальных производителей и реальных потребителей с их интересами на периферию экономических процессов".

Доллар США сохранил свойства резервной валюты, а ведущая роль в определении процессов по-прежнему отводится международным финансовым институтам и финансистам всех мастей, которые, по мнению Михеева, и были авторами нынешнего кризиса.

"Никаких системных, в общем-то, перемен-то не произошло. Все это косметический ремонт и не более того. А в итоге он направлен на то, чтобы вбросить деньги в финансовый сектор с надеждой, что финансовый сектор начнет кредитовать реальный сектор экономики и все закрутится по-старому", - заключает российский эксперт.