Германия возрождает старые традиции, причем советские. Финансовый кризис, сделавший для многих немцев недоступным отдых за границей, повысил спрос на скромные земельные участки и вернул в обиход слово "дача", которое по-немецки, кстати, звучит так же, как по-русски. В остальном есть кое-какие отличия.
У Бригитты Грезер накануне был день рожденья, который отмечали на даче под Берлином. Она увлекается цветоводством, поэтому у ее друзей нет проблем с выбором подарка. На участке мало что изменилось со времен ГДР – только деревья стали выше и появились черные тюльпаны из Голландии. Дом сделан из асбеста – сегодня в Германии из него ничего не строят. Площадь – 34 квадратных метра. Удобства – на улице.
"В 1976 году мы заказали бунгало. Надо было ждать восемь лет, пока нам его изготовят. Это был дефицит – иметь такой дом хотели все. Но моя коллега сумела достать щитовой домик. Поэтому она уступила нам очередь", – рассказала Бригитта Грезер.
Слово "дача", пришедшее в немецкий язык из русской литературы, для граждан ГДР означало именно место отдыха – они никогда не гнули спин на картофельных грядках. Тем более что советские шесть соток в Германии сочли бы за роскошь. Дача немецкая – от силы четыре.
"Я люблю готовить, поэтому здесь у меня небольшой огород с петрушкой и укропом. В этом году посадили тыквы и цукини. Посмотрим, что получится", – говорит другая дачница – Юта Нойберт.
Садовая флора в районе Берлина мало отличается от подмосковной. Но если на участке есть смородина, то, как правило, один-два куста, если вишня, то одно дерево. Фрау Нойберт за сезон собирает на баночку варенья. Пока она поливает кусты – дождей не было больше месяца – ее муж – председатель садового товарищества – обходит соседей.
Приватизировать, выделенную государством землю, дачники могут после нескольких лет пользования. Получается что-то около 7 тысяч евро за четыре сотки и потом 16 евро в год налогов. Но жить на даче постоянно все равно не получится. Здесь, в отличие от России, в садовом домике нельзя получить постоянную регистрацию.
Петер Ом – президент немецкого Союза землепользователей – редактирует журнал "Участок" и консультирует тех, кто собирается стать землевладельцем. "Финансовый кризис опустошил кошелек простых граждан. Но мы замечаем, что спрос на земельные участки вырос, особенно в регионах, где хорошие условия для сельского хозяйства", – отметил Ом.
Пока это, скорее, инвестиционный интерес. Даже в конце августа большинство немцев будут приезжать на дачу с огурцами и помидорами из магазина. Но, возможно, кого-то жизнь заставит ради парника пожертвовать идеально ровным газоном.
ГДР нет два десятилетия, а ее наследие – немецкая дача – живо и чувствует себя вполне неплохо. С приходом экономического кризиса турпутевки стали многим не по карману, почему бы не вложиться в маленький, зато свой дачный участок, тем более что в моде биопродукты, – их можно вырастить самостоятельно, на своей земле.



















































































