В Ираке ищут организаторов двойного теракта в Багдаде. В результате двух сильных взрывов накануне погибли более 150 человек, сотни ранены. Разрушено несколько правительственных зданий. И это – за 2,5 месяца до парламентских выборов. Они теперь под угрозой срыва.

Иракская полиция, спецслужбы, а также американские военные ведут поиск организаторов двойного теракта в Багдаде. Два сильных взрыва с разницей всего в несколько минут прогремели накануне. Погибших – более 150, раненых – несколько сотен. Разрушено сразу несколько правительственных зданий. От иракского минюста остались одни обломки. И это – за 2,5 месяца до парламентских выборов. Они теперь под угрозой срыва.

Взрывы в Багдаде стали самыми кровавыми за последние два с половиной года. Смертник подорвал заминированную машину у министерства юстиции Ирака. Следом там же прогремел второй взрыв. По данным полиции, в каждом автомобиле находилось около семисот килограммов взрывчатки.

"Машина взорвалась среди мирных людей. Никто не знает, откуда она приехала и как попала в центр города. Где же правительство? Где силы безопасности? Где их оборудование? Куда смотрит парламент и власти страны? Ведь люди ни в чем не виноваты!" – говорит очевидец Иштар Талиб.

"Я занималась своим делом, когда прогремел мощный взрыв. Нас накрыло густым дымом. Я увидела несколько мертвых детей и сотрудников нашего министерства", – рассказывает сотрудница министерства юстиции.

"Я не понимаю, как я вообще остался жив. Взрыв уничтожил все. Это было как землетрясение, все затряслось, а потом я потерял сознание", – вспоминает еще один участник событий.

Погибли 155 человек, более 500 остаются в больницах. В стране объявлен национальный траур.

Пик атак с участием смертников пришелся на 2007 год. 3 февраля в шиитском районе Багдада Ас-Садрия прогремел взрыв. 135 погибших. 18 апреля бомба сработала на том же рынке – 191 человек погиб. Первое февраля 2008-го – смертницы подорвались на птичьем рынке столицы – более ста погибших. 19 августа этого года мишенью боевиков стали здания трех министерств в самом центре Багдада. 6 взрывов унесли жизни 102 человек. Число погибших иностранных солдат стремится к 5 тысячам.

"На протяжении последних шести лет боевики не нападали ни на одно правительственное здание, и вот теперь они рушатся одно за одним. Это тщательно спланированные теракты, направленные на срыв всего политического процесса в стране", – считает член городского совета Багдада Мохаммед аль-Рубаи.

Как раз накануне в том месте, где произошли два взрыва, должны были встретится лидеры партий и обсудить возможность коалиции. В январе Ирак будет выбирать новый парламент. Действующий премьер Нури аль-Малики намерен объединить три основные конфессии – шиитов, суннитов и курдов – и пойти на выборы отдельно от проиранских партий.

Вчерашний теракт политики уже используют в своих лозунгах. "Нам нужно пересмотреть наш план по обеспечению безопасности в Багдаде. Столица всегда становится мишенью боевиков, особенно в преддверии выборов", – уверен Сафия аль-Сухаиль, член парламента, представитель блока аль-Малики.

На грядущие выборы многие страны возлагают большие надежды. К примеру, Иран. Если к власти придут сторонники шиитского религиозного лидера Муктады ас-Садра, Тегеран получит дополнительный рычаг влияния на своего соседа.

Иран претендует на статус региональной державы. У него уже есть ядерные технологии, крупные месторождения нефти и газа и сильная власть. В этом году Тегеран объявил о намерении построить два крупнейших газопровода. На восток через Пакистан – в Индию. И на Запад – через Ирак в Сирию. Уже оттуда сжиженный газ планировалось поставить в Европу.

Но этим планам помешал конфликт между Дамаском и Багдадом. Иракские власти обвинили активистов партии "Баас", которая была у руля при Саддаме Хусейне, в организации терактов в августе этого года. Речь идет о Кровавой среде – взрывах в центре иракской столицы у министерства иностранных дел, здравоохранения и минфина страны.

И хотя ответственность взяла на себя "Аль-Каида", Багдад потребовал от Дамаска выдать возможных организаторов терактов. Сирия в ответ запросила доказательства. Дело дошло до отзыва послов. Контракт на строительство газопровода, естественно, был сорван.

В том, чтобы ограничить сферы влияния Ирана, в первую очередь, заинтересованы Соединенные Штаты. У них на Ирак свои виды, считают эксперты. На прошлой неделе в Вашингтоне принимали иракского премьера аль-Малики, там же состоялась совместная конференция по бизнесу и инвестициям. Обсуждали многомиллиардные контракты на разработку и поставки нефти и газа.

Представители американских компаний, не переставая, говорили о возможностях развития новых технологий в Ираке. "Я рада объявить, что госдепартамент США начинает реализацию иракско-американской программы стажировок. Через эту программы стажеры из Ирака смогут участвовать в разработке новых технологий в США, чтобы ощутить настоящий дух предпринимательства, а также получить навыки, которые они затем смогут использовать дома", – сообщила госсекретарь США Хиллари Клинтон.

Говорили также и о предстоящих иракских выборах. Главная проблема – как обеспечить безопасность в стране. США на протяжении последних лет активно пытаются переложить эту ответственность на иракскую армию. В ноябре стороны подписали соглашение, по которому к июню следующего года все провинции должны перейти в руки иракцев, и уже им придется иметь дело с межэтническими распрями.

А чем ближе выборы – тем напряженнее обстановка в стране. Количество терактов резко увеличится – это признают даже сами власти Ирака. Кроме того, развернется борьба за сферы влияния на правительственном уровне – здесь и Иран, и курдское стремление к независимости. И от того, чем закончится эта борьба, во многом зависит дальнейших расклад сил на Ближнем Востоке.