Дмитрий Черняков: опера "Воццек" - для исполнителей с интеллектом

В Большом театре накануне состоялась премьера оперы "Воццек" австрийского композитора Альбана Берга, считающейся одной из самых востребованных постановок на мировой сцене. В России это произведение игралось лишь однажды в 1927 году в Мариинском театре. "Воццек" признан характерным для экспрессионизма в музыке и считается основополагающим для развития современного оперного искусства. Режиссер-постановщик  Дмитрий Черняков рассказал "Вестям" подробнее об этом произведении.

"Будет, к моему сожалению, всего полтора часа мощнейшего художественного высказывания, не современного, а уже классического, несмотря на все опасения, ужасы и страхи перед додекафонной атональной музыкой, присущей Новой венской школе", - пояснил Черняков.

По его мнению, многие солисты Русской оперной школы впервые для себя смогут освоить что-то непривычное для них. Черняков отмечает, что музыка здесь очень сложна, она лежит совсем в другой территории, чем привычные "Царские невесты" или Онегины, ее выучить и спеть очень сложно. "Как я всегда говорю, эта опера только для людей с интеллектом, просто красивого голоса здесь недостаточно", - заявил режиссер.

Дмитрий Черняков подчеркнул, что это одна из сложных работ в его жизни и, возможно, для этого театра тоже один из самых сложных спектаклей. "Я имею в виду не то, что музыка сложнейшая, что ее надо как-то освоить певцам, для оркестра это тоже непривычное произведение", - рассказал он.

Оркестр Большого театра уже играл сюиту из оперы Берга "Воццек" несколько лет назад в виде концерта, заметил Черняков, но в виде исполнения оперного спектакля он, скорее всего, впервые сталкивается с такой музыкой в репертуарном режиме.

Опера "Воццек" в каком-то смысле и бенефис постановочной части Большого театра, считает режиссер, потому что она сложна декорационно. В течение полутора часов действия, постановочная часть работает не расслабляясь, в напряженном режиме, пытаясь создавать ту театральную иллюзию, которая придумана, пояснил Дмитрий Черняков, максимально тихо, с максимальным порядком.

"Когда смотришь из зала, не понимаешь, как это все происходит, - делится своими впечатлениями Черняков. - А на сцене целый завод: огромное количество людей, огромное количество железа, пол весь разлинован линиями, по которым все должно передвигаться, огромное количество компьютеров, которые управляют всем, везде расставлены мониторы, с изображением дирижера со всех сторон, для того, чтобы солисты в любых положениях могли оказаться в контакте с дирижером".

Все это не имеет права на ошибку, подчеркнул режиссер-постановщик "Воццека" Дмитрий Черняков, потому что опера не останавливается, она идет единым потоком полтора часа, и поэтому все должны быть включены в этот интенсивный ритм с первого звука до последнего.