Екатерина Максимова: танец – моя жизнь

Екатерина Максимова скончалась на 71-м году жизни
Екатерина Максимова скончалась на 71-м году жизни
Екатерина Максимова скончалась на 71-м году жизни
Екатерина Максимова скончалась на 71-м году жизни
Екатерина Максимова скончалась на 71-м году жизни
Екатерина Максимова скончалась на 71-м году жизни
Екатерина Максимова скончалась на 71-м году жизни
Екатерина Максимова скончалась на 71-м году жизни
Екатерина Максимова скончалась на 71-м году жизни
Екатерина Максимова скончалась на 71-м году жизни
Замечательная балерина, наша современница Екатерина Максимова празднует свой юбилей. Не так давно вышла книга ее воспоминаний – вся история современного русского балета. Называется "Мадам "Нет".

Замечательная балерина, наша современница Екатерина Максимова празднует свой юбилей. Не так давно вышла книга ее воспоминаний – вся история современного русского балета. Называется "Мадам "Нет". Комментарий на обложке: "Она не любит давать интервью. Она упорно отказывается от участия в теле- и радиошоу. Она закрыта, недоступна. Она – великая русская балерина Екатерина Максимова".

- Екатерина Сергеевна, почему первое, что бросается в глаза, – вас назвали "мадам "Нет"?

- Наверное, это в силу моего характера, в силу моей неуверенности. Когда мне что-то предлагали, я всегда сначала говорила: "Нет. Я этого не смогу". Слава Богу, что вокруг меня были люди, которые вселяли в меня эту уверенность, заставляли меня что-то делать и поверить в себя. И вот тогда что-то рождалось.

А рождалось большое искусство Максимовой в Московском хореографическом училище, когда еще десятилетняя Катя попала в руки к замечательному педагогу, в прошлом приме-балерине Мариинского театра, Елизавете Павловне Гердт. На кадрах хроники у станка – юная Катя.

"Это большая, великая школа. Это великая культура. Это изумительный человек, профессионал высочайшего класса. То, что я к ней попала, – это счастье", – признается народная артистка СССР Екатерина Максимова.

В репетиционном зале она встретилась с человеком, с которым связала всю свою жизнь. Володя Васильев. Пройдет всего несколько лет, и он станет одним из первых танцовщиков советского балета.

Елизавета Гердт, Володя Васильев и, конечно, мама – это и есть те люди, которые заставили Максимову поверить в себя, чтобы так блистать на сцене.

Едва ли не первый спектакль – и большая роль вместе с Васильевым. Необыкновенно красивая пара. Они выбрали друг друга на сцене и в жизни – рука об руку уже почти 50 лет!

"Госпожа Максимова хорошенькая и очень женственная" – так о ней в начале 60-х писала восторженная западная пресса, когда Большой выезжал на гастроли. Европа, Азия, Америка, Австралия – она исколесила весь мир. Но вначале – ежедневное преодоление себя, физическая боль, отказ от детских забав. Наряды и даже пуанты – все самой приходилось доводить до ума, не то что теперь.

Но помимо упорства и характера – атмосфера в доме. Семья. Невероятно широкий круг общения, в том числе и с великими актрисами. Кате досталась одна из реликвий русского театра.

- Правда, что у вас сохранилось зеркало Веры Комиссаржевской?

- Правда!

- Оно живо?

- Живо. Если вы посмотрите фильм "Галатея", то я там все время с веером. Это тоже веер Комиссаржевской.

Но был в жизни Максимовой еще один наставник, учитель и друг – непревзойденная Галина Уланова. Именно она выпускала на сцену молодую Катю. Она передала ей, как потом напишет сама Галина Сергеевна на памятной статуэтке, "все, что у нее было".

- А что у вас осталось от Улановой?

- Все. Вся моя творческая жизнь и человеческая. Потому что для меня мнение Галины Сергеевны было очень значимым во всем.

Долгие годы, пока не передала в музей, Екатерина Максимова хранила у себя подаренный Улановой молоточек. Оказывается, тогда это был рабочий инструмент балерин.

- Мы танцевали уже в размятых туфлях, чтобы, не дай Бог, не стучало. Поэтому я их сверху разбивала молоточком.

- Это же невероятно тяжело – на пальцах?!

- Да, это тяжело. Это больно.

- А возникало желание бросить?

- Балет?! Знаете, оно у меня возникало каждое утро. Когда я просыпалась, то говорила: "Господи, зачем мне это надо?!" Я вставала, и нужно было идти в класс.

Она так и не может сказать, когда к ней пришли признание и слава. Кажется, эти два слова ее раздражают. Удивительное для такой женщины обаяние скромности.

- Вы тщеславный человек?

- Нет.

- Столько десятилетий в лучах славы...

- Как бы ее пощупать, эту славу?..

Но ее слава – это "Щелкунчик", "Жизель", "Золушка", Китри из "Дон Кихота", Джульетта, Анюта – всего не перечислить. И каждой роли она отдавала всю себя.

"Каждый спектакль – полет, – признается великая балерина. – Иногда, когда было много спектаклей, когда действительно устал, все болит, ты где-то за кулисами стоишь и думаешь: "Боже мой, ну куда я пойду?! Я не могу ничего сделать!" И вот музыка играет – ты влетаешь на сцену, и все заканчивается. Ты забываешь, что у тебя болит, что у тебя что-то случилось. Ты забываешь обо всем. Ты здесь, на сцене".

Но чего стоила эта невероятная легкость в "Галатее"?! Тяжелая травма позвоночника. Врачи сомневались, будет ли ходить. А она вышла на сцену.

Как когда-то Уланова, теперь она, Екатерина Максимова, наставляет своих учеников, звезд Большого. Марьяна Рыжкина, Анна Никулина и, конечно, Галина Степаненко – пришло их время блистать на сцене. Правда, время меняется, и современный балет стал другим.

- Мы никогда не поднимали так ноги, никогда так не прыгали, не делали столько пируэтов. Может быть, где-то даже с точки зрения чистоты танца, – рассказывает Екатерина Максимова.

- Что это значит? Сейчас танцуют изящнее?

- Нет, они танцуют сильнее, крепче, техничнее.

Как в спорте. Лучше стал результат, говорит Максимова. Но еще так много нужно успеть вложить в своих учеников. "Чтобы у них душа пела. Чтобы они каждую роль проживали. Ноги должны "говорить", руки должны "говорить". Не просто так делать какие-то позиции – это должно быть говорящим", – отметила Екатерина Максимова.

Она блистала и царствовала на сцене невероятно долго для балерины – больше 40 лет. Но и сегодня продолжает служить в Большом, в который пришла после училища в 1958 году, уже более полувека назад.

- Вы счастливый человек?

- Не знаю. В принципе, наверное, счастливый. Хотя было очень многое в жизни. Я нормальный человек, причем какой-то очень земной.

- А для вас танец – это что?

- Это жизнь моя. Это выражение эмоций, выражение чувств. Это музыка. В балете есть что-то такое... Словами можно сказать: "Я тебя люблю". И все это говорят много раз в жизни. Но что-то стоит между строк.

Это и есть великое искусство танца – передать то, что невозможно выразить словами. Вероятно, в том числе и поэтому она так не любит давать интервью.