Россия готовится отметить 200-летие Гоголя

"А еще Суздаль, Абрамцево, разоренное бывшим директором, Псков и Михайловское", - напоминает литератор Игорь Золотусский, председатель правления Фонда Н.В. Гоголя
"А еще Суздаль, Абрамцево, разоренное бывшим директором, Псков и Михайловское", - напоминает литератор Игорь Золотусский, председатель правления Фонда Н.В. Гоголя
Читать Вести в MAX
Россия готовится отметить 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. До даты остается меньше месяца, и журналистов пригласили на телеканал "Культура", чтобы рассказать о скорых премьерах к юбилею. Свой фильм "Оправдание Гоголя" представил писатель и литературный критик Игорь Золотусский.

Россия готовится отметить 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. До даты остается меньше месяца, и журналистов пригласили на телеканал "Культура", чтобы рассказать о скорых премьерах к юбилею. Свой фильм "Оправдание Гоголя" представил писатель и литературный критик Игорь Золотусский. Создатели картины, по его словам, ставили перед собой задачу очистить образ и наследие Гоголя от мистического, темного налета.

Юбилейные торжества пройдут не только в России. И вот что беспокоит многих читателей, почитателей и исследователей творчества Гоголя: за границей память о великом писателе хранят гораздо бережней, чем в нашей стране.

На студии "Ленфильм" Владимир Бортко завершает работу над эпическим полотном "Тарас Бульба". Этой работе режиссер посвятил четыре года жизни, и едва ли в российском кинематографе найдется второй столь же сведущий в творчестве Гоголя эксперт. К тому же свежи воспоминания о натурных съемках на Украине, где именем Гоголя все буквально дышит. Проблема в том, что в Петербурге его имя едва ли не предано забвению. Даже формального музея автор "Невского проспекта" до сих пор не удостоен. "Чем этот маленький человек, с усиками, чубчиком кому-то не угодил? Это великий писатель. Им бы могла гордиться любая нация!" – считает Владимир Бортко, режиссер, народный артист России.

Идея создания музея Гоголя неважно где – в Москве ли, в Петербурге – давно витала в воздухе. Долгие годы ее тщетно пытается воплотить известный реставратор Савва Ямщиков. Этой зимой при его участии в центре Петербурга прошла акция "Гоголевская азбука". На днях Савва Ямщиков прибыл в Петербург, чтобы представить прижизненный портрет Гоголя, с которого планируют начать создание будущего музея.

"У меня нет сомнений, что это портрет того времени. Дальше наша задача, задача искусствоведов, историков – определить Александр Иванов это или нет", – говорит Савва Ямщиков, инициатор создания музея Н.В.Гоголя, председатель Ассоциации реставраторов России.

Прижизненных портретов Гоголя известно не так много, они рассеяны по миру, и тем ценнее каждое изображение писателя, без преувеличений становящееся документом эпохи. Как, к примеру, этот портрет, предположительно сделанный на Кавказе. Не говоря уже о библейских сюжетах. Ведь в образе собеседника Спасителя Александр Иванов вывел именно Гоголя. Портрет, приобретенный для будущего музея, также предположительно принадлежит кисти Александра Иванова. Его разыскал частный петербургский коллекционер Евгений Пылаев. Он же приобрел для создаваемой экспозиции эту горку – также современницу писателя, что подтверждают уникальные розоватые стекла, в которые принято было добавлять рубин. Два экспоната – это, безусловно, еще не музей. Но это, как минимум, уже не беспамятство.

Парадокс в том, что проблема эта создана в том числе искусственно. Была же улица Гоголя, пережившая с этим именем не одну революцию, не одно потрясение, названная так в 1902 году и отнюдь неслучайно. Здесь Гоголь жил, здесь он создавал свой знаменитый "петербургский цикл", здесь он написал комедию "Ревизор". Но волна переименований 15-летней давности эту память о писателе стерла. С тех пор Морских улиц в Петербурге две, а Гоголя ни одной. И в этом смысле юбилей не что иное, как уникальный шанс для исправления странных, если не сказать, нелепых ошибок.