Отверженные XXI века: проблему бездомных решают энтузиасты

На старом автобусе сотрудники автобуса "Милосердия" объезжают столичные вокзалы, чтобы накормить и оказать медицинскую помощь бомжам
За полгода семь человек решили вернуться - это семь спасенных жизней. Но "асоциальных элементов" тысячи
На старом автобусе сотрудники автобуса "Милосердия" объезжают столичные вокзалы, чтобы накормить и оказать медицинскую помощь бомжам
За полгода семь человек решили вернуться - это семь спасенных жизней. Но "асоциальных элементов" тысячи
Небольшая группа волонтёров помогает тем, кого обычно обходят стороной – бездомным людям. На старом автобусе сотрудники автобуса "Милосердие" объезжают столичные вокзалы, чтобы накормить и оказать медицинскую помощь бомжам.

Небольшая группа волонтёров помогает тем, кого обычно обходят стороной – бездомным людям. На старом автобусе сотрудники автобуса "Милосердия" объезжают столичные вокзалы, чтобы накормить и оказать медицинскую помощь бомжам.

Они приводят себя в порядок, сегодня приедет доктор. Как только в сквер на площади трех вокзалов заруливает автобус "Милосердие", выстраиваются в очередь за помощью. Все как один: в столицу только приехали и уже собирались уезжать, но украли деньги и документы.

Они не любят, когда их называют бомжами, они бродяги. К тому же место жительства весьма определенное – фонарный столб у остановки, коллектор или на газоне у вокзала. Работник службы обходит всю площадь и приглашает лично каждого на медосмотр.

Они уже стали частью городского пейзажа, прохожие стараются не обращать внимания на того, кто лежит под ногами. Правоохранительные органы их тоже не трогают. Сидеть на парапете нельзя, а лежать можно. Некоторые люди готовы помогать даже таким, потому что им нужна помощь.

Для бомжей старенький автобус – единственная надежда прожить хотя бы сегодняшний день. В последнее время, помимо медицинской помощи, стали оказывать помощь в "ресоциализации". Всем желающим предлагают вернуться в реальный мир: вылечиться, найти работу.

"В ходе общения мы выявляем людей с психическими отклонениями, людей с тяжелыми отклонениями духовного характера, мы их отправляем в душепопечение к священникам. А также выявляем людей больных наркоманией и алкоголизмом", – рассказывает дьякон Олег Вышинский, руководитель мобильной группы службы оказания помощи бездомным.

За полгода семь человек решили вернуться – это семь спасенных жизней. Но "асоциальных элементов" тысячи.

"Мы часто к ним обращаемся, они такое благотворительное дело делают, – говорит, заикаясь и путая слова, Виталий Сангаджиев. – А к кому мы можем еще обращаться? В поликлинику приходишь, а они там регистрация нужна. А они к нам по-людски обращаются".

За такое обращение работник автобуса "Милосердия" получает чисто символическую зарплату. Общественная организация существует только на добровольные пожертвования, которые в последнее время сократились

"Средства идут от благотворителей Русской православной церкви, – объясняет работник автобуса Анатолий. – Нам пришлось сократить сотрудников, из-за сокращения финансирования".

К доктору Лизе со своими бедами каждый день приходят десятки. К сотням нуждающихся волонтеры фонда "Справедливая помощь" каждый день отправляются сами. Маленький переулок в центре Москвы находится в двух минутах от Павелецкого вокзала. Есть Москва привычная: с пробками, спешащими людьми, стеклянными офисными центрами и дорогими магазинами. Чтобы попасть в параллельный мир, нужно пройти всего пару метров вглубь, но здесь всегда очень плохо пахнет и много заразы. Поэтому сюда стараются даже не заглядывать.

Маска, перчатки и халат – вынужденная защита. Из одной машины раздают еду, из другой одежду и медицинскую помощь. Есть еще два охранника. Нередко, напившись денатурата, бродяги нападают на волонтеров и друг на друга.

"Мы сейчас Лизе скажем, что ты аферистка, не работаешь, а ходишь только по церквям кушаешь", – кричат женщины.

Хвост очереди волонтеры безуспешно пытаются убрать с тротуара. В большинстве своем общество относится одинаково плохо и к волонтерам, и к тем, кому они помогают.