8 декабря отмечается десятилетие создания Союзного государства России и Белоруссии. К этой дате приурочено интервью президента России Дмитрия Медведева интервью белорусским СМИ. Это первая встреча белорусских журналистов с президентом главой российского государства. На встрече присутствовали как представители государственных, так и оппозиционных СМИ. Вести.Ru публикуют основные высказывания российского президента.
"У нас нет ни с кем таких особых отношений, как с Беларусью"
Президент России Дмитрий Медведев заявил, что у России нет столь близких отношений ни с одной другой страной, как с Беларусью. По мнению президента, "если у нас не было бы Союзного государства, то уровень сотрудничества был бы другой". В качестве примера российский лидер привел борьбу с экономическим кризисом: "Беларусь является крупнейшим заемщиком наших средств: за последние два с половиной года было выдано более трех миллиардов долларов, мы никому таких средств в долг не предоставляем".
Он пояснил, что такие деньги выделены "только потому, что мы находимся в рамках Союзного государства, очень тесно интегрированных экономик, есть политические обязательства". "Если бы речь шла о другом государстве, помощь была бы скромнее", – подчеркнул Медведев.
По словам главы российского государства, "кредиты – это реальное наполнение сотрудничества". "До сих пор по линии МВФ, европейских кредитных институтов по общему объему кредитов Беларуси только приближаются к трем миллиардам, а мы уже деньги выделили", – напомнил президент. Он уверен, что "этим должно проверяться, определяться сотрудничество, это является главным критерием, как мы друг другу помогаем". Российский лидер рассказал о своей беседе с президентом Беларуси Александром Лукашенко на недавнем саммите СНГ в Кишиневе: "Я тогда сказал, что наша поддержка Беларуси заключается в особом отношении".
"Наше товарищество, союзнические отношения должны проверяться при помощи особых экономических отношений, – подчеркнул Медведев. – Когда я слышу от партнеров, что мы недостаточно помогаем, у меня это вызывает удивление, так как никто так не помогает своим партнерам, как Россия, и это всецело относится к Беларуси".
"Договор о создании Союзного государства – исторический документ"
Медведев заявил, что выступает категорически против понижения степени интеграции между двумя странами. "Если мы достигли какого-то уровня интеграции, зачем же нам от этого отгребать?", – сказал Медведев, отвечая на вопрос, не лучше ли в связи с большим количеством проблем между двумя странами отказаться от Союзного государства и строить отношения просто на основании стратегического партнерства. "Да, у нас не все так просто. У нас есть свои споры внутренние, у нас есть иногда темы, по которым мы не понимаем друг друга, но это другая степень интегрированности наших экономик, другая степень согласованности наших действий", – отметил Медведев.
Он признал, что "союзное строительство идет не такими темпами, на которые стороны рассчитывали". "Но, еще раз подчеркиваю, и набор институтов, набор прав, степень интегрированности наших экономик, степень согласованности наших политических действий в этом документе гораздо лучше, чем при наличии просто партнерских отношений. Зачем же нам разбегаться в разные стороны?" – спросил Медведев. "Лучше наполнять этот документ реальным содержанием или что-то корректировать в нем, если мы посчитаем, что какие-то институты нам не нужны. Но уж точно, не нужно понижать степень интеграции", – уверен президент России.
Медведев рассказал, что прекрасно помнит, как развивались события незадолго до 8 декабря 1999 года, когда было создано Союзное государство. Он напомнил, что тогда он занимал пост замруководителя аппарата правительства, которое тогда возглавлял Владимир Путин. "Мне тогда было поручено посмотреть сам текст договора, и я его смотрел. До сих пор помню, в 11 вечера мне притащили его и говорят – смотри, – рассказал Медведев. – И тогда уже я понимал, что это исторический документ", – подчеркнул он.
У России "и в мыслях нет" вмешиваться во внутренние дела Беларуси
В интервью Медведев заявил о том, что у России "и в мыслях нет" вмешиваться во внутренние дела Беларуси.
"Вмешательство во внутренние дела – это желание поставить политические процессы в той или иной стране под контроль другого государства. У нас такого и в мыслях не было. Да это и невозможно", – считает Медведев. Он подчеркнул, что "сам белорусский избиратель определяет, кто ему мил, голосует соответствующим образом, и в результате этого возникает та или иная политическая конфигурация, тот или иной политический лидер приходит к власти".
"Беларусь – а я настаиваю именно на таком произношении этого братского государства – самостоятельное суверенное государство со всеми соответствующими атрибутами. А раз так – вся политическая жизнь в этой стране идет по своему сценарию, и мы к этому сценарию не имеем никакого отношения", – сказал Медведев.
При этом Дмитрий Медведев отметил, что Россия "самым пристальным образом следит за развитием политических процессов" в Беларуси. "Нам это небезразлично, Беларусь – это страна, с которой мы связаны Союзным договором, имеем братские отношения и тесные экономические связи", – отметил он.
"Россия не предлагала Беларуси вступить в состав Российской Федерации "
Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что Россия никогда не предлагала Беларуси вступить в состав Российской Федерации.
"Россия ни де-факто, ни де-юре не предлагала Беларуси вступить в состав Российской Федерации", – подчеркнул глава государства. Так Медведев отреагировал на просьбу одного из белорусских журналистов закрыть обсуждаемую в Беларуси тему. "Вы, наверно, говорите об известной пресс-конференции, в которой участвовали президенты Лукашенко и Путин, где разговор зашел о ценах на газ. В одной из реплик мой предшественник сказал: тот, кто хочет особых цен, кто рассчитывает получить внутренние цены, должен понимать, что такие цены существуют только для субъектов РФ. Но из этого не вытекает, что мы приглашали к вступлению в Федерацию Беларусь или другую страну", – подчеркнул Медведев.
По его мнению, "дискуссии на эту тему могут идти, это абсолютно нормально". "Но юридического приглашения нет", – повторил Медведев. Он отметил, что "такие вещи определяются только путем народного голосования, без выражения мнения народа здесь обсуждать нечего, это даже не прерогатива президента, это должно подниматься еще выше". "Темы этой не существует", – сказал президент России.
"Россия никогда не просила другие страны признать Южную Осетию"
Дмитрий Медведев заявил, что никогда не просил и не будет просить другие страны признать независимость Южной Осетии.
"Я никогда не просил и просить не буду, потому что это не мое дело, это дело другого государства, признавать или нет, – подчеркнул глава России. – Ни в публичном измерении, ни в ходе личных встреч я ни разу не просил признать Абхазию или Южную Осетию лидера Беларуси или другое должностное лицо из Беларуси, не обращался ни прямо, ни косвенно с этим предложением".
Президент России подчеркнул, что для Москвы признание двух новых стран "было очень сложным выбором". "Он был сделан только после того, как Грузия совершила агрессию против двух территорий, сделан, чтобы защитить граждан, которые там живут, в том числе, российских, и чтобы предотвратить подобного рода конфликты в будущем", – напомнил глава государства. Он убежден, что "все остальные члены международного сообщества должны сами решать, признавать эти территории субъектами международного права или нет". "Это в полной мере внутреннее дело", – настаивает Медведев. По его мнению, "разговоры о том, что кто-то давит на Беларусь, требует признания двух субъектов в качестве субъектов международного права, установления дипотношений, носят провокационный характер, желание выторговать для себя более выгодные условия".
"Не буду скрывать: для России было бы лучше, если эти новые субъекты получили большее количество признаний", – признался Медведев. Он пояснил, что "в этом случае этим государствам было бы проще развивать самих себя, свои экономики, создавать лучшие условия для жизни". "Но мы никогда не вмешиваемся, не пытаемся рулить этим процессом, это противоречит принципам международного права", – повторил российский лидер.
Медведев сказал, что "неоднократно слышал от Александра Григорьевича, что Беларусь обязательно рассмотрит этот вопрос и, по всей вероятности, признает эти республики, но сделает это самостоятельно, без влияния извне". "Пусть сама Беларусь определяется, президент определяется", – считает Медведев.
Медведев – Лукашенко: "нужно быть более сдержанным"
Президент России Дмитрий Медведев призвал своего белорусского коллегу Александра Лукашенко быть более сдержанным в оценках российского правительства.
"За последнее время со стороны белорусских коллег, от президента Беларуси было сделано значительное число эмоциональных заявлений, которые зачастую выходили за рамки дипломатического протокола, а если говорить предельно откровенно – носили весьма специфический характер по отношению к нашим должностным лицам, – сказал Медведев – Я имею в виду членов правительства и председателя правительства России. Мне это не нравится. Я считаю – это недопустимо".
По его мнению, "попытки показать, что можно выстраивать теплые личные отношения при соответствующих характеристиках правительству РФ – это путь в тупик". "Это правительство, которое было назначено Госдумой по моему представлению. Когда коллега полемизирует с правительством, он полемизирует со мной. Вывод: нужно быть более сдержанным", – предупредил российский лидер.
Вместе с тем он признал, что и российские чиновники не всегда корректны. "Что касается тональности дискуссии и нашей корректности, здесь есть о чем поговорить. Наверное, мы тоже не безупречны, я имею в виду Российскую Федерацию, отдельных должностных лиц, которые что-то говорят, или неких источников, которые те или иные сигналы посылают", – сказал Медведев.
При этом российский лидер пожелал журналистам обеих стран "только одного – говорить правду, это святая обязанность любого журналиста без относительно того, в какой стране он живет, в каком издании работает – в скромном интернет-издании или в мощном государственном СМИ". "Что касается оценок, они всегда будут очень различными, здесь нечего обижаться, к этому надо относиться спокойно", – считает президент. Он не видит ничего плохого в том, что высказываются различные точки зрения и призывает: "нечего обижаться".
"Таможенный союз – это возможность развиваться по единым правилам"
Дмитрий Медведев убежден, что создание Таможенного союза в равной степени выгодно России, Беларуси и Казахстану, и отказ от этого объединения был бы ошибкой.
"Таможенный союз нам нужен не больше, чем Беларуси и Казахстану, но и не меньше. Это возможность торговать и развиваться по единым правилам", – отметил президент России.
При этом Дмитрий Медведев подчеркнул, что Россия не рассматривает достижение договоренностей о создании Таможенного союза как действия, идущие в разрез с планами по вступлению России в ВТО. "Считаю, что для наших стран одинаково важно быть в Таможенном союзе и уже с согласованной политикой вступать в ВТО", – подчеркнул Медведев.
По его мнению, для всех трех государств выгоднее единые позиции, чем "какие-то разношерстные процессы". "Если кто-то не хочет единых правил, то нужно отказываться от Таможенного союза. Но мне представляется, что это не в наших интересах", – заявил Медведев.
"Пошлины на иномарки — это болезненно, но это нужно пережить"
Россия и Беларусь должны будут для формирования Таможенного союза принять болезненные, но необходимые решения по унифицированию пошлин на иномарки, заявил президент Дмитрий Медведев.
"Это чувствительная очень вещь, конечно, особенно для Белоруссии, имея в виду то, что у вас пошлины были незначительные по отношению к нашей стране, – сказал Медведев. – Но уж если мы договариваемся о Таможенном союзе, а это, в целом, для нас выгодно, то мы, конечно, должны унифицировать и пошлины, причем пойти на взаимные действия".
"С одной стороны, снижаются пошлины на иномарки в Беларусь, с другой стороны, мы готовы к увеличению ряда платежей, пошлин по крупным машинам – по МАЗам, в частности, по автомобилям соответствующей категории", – заявил президент России.
"Я понимаю, что это болезненно, но нам нужно этот период пережить. В конечном счете, уже создав Таможенный союз, мы можем в какой-то момент договориться о новых единых правилах игры", – считает Медведев.
"Нет ничего вечного, нет вечных пошлин. Но сейчас, на нынешнем этапе для гармонизации наших финансовых отношений, таможенных отношений на это необходимо пойти", – подчеркнул российского государства.
Газ для Беларуси будет дешевле, чем для сопредельных стран
Цена газа для Беларуси в следующем году будет на 30-40 процентов ниже, чем для сопредельных государств, рассказал в интервью Дмитрий Медведев.
"Если говорить о газовых отношениях, они поставлены на прочную нормативную основу. Мы сейчас поставляем этот газ по цене 122 доллара на тысячу кубических метров в четвертом квартале – это с учетом 30-процентной скидки, которая была дана в этом году по тому решению, которые принимал "Газпром" своими контрагентами, – напомнил президент России. – В следующем году – эта цена сейчас рассчитывается, я сейчас не буду ее объявлять, она автоматически должна быть рассчитана исходя из того контракта, который заключен, но могу сказать абсолютно точно, что эта цена все равно будет процентов, наверное, на 30-40 ниже, чем цена поставки газа в сопоставимые территории, в сопоставимые страны".
Он отметил, что такая скидка возможна в силу механизмов, которые заложены в двусторонних соглашениях и в силу того, что Россия участвует в белорусской газотранспортной системе, а также реализует совместные программы. "Поэтому говорить о том, что у нас существуют какие-либо проблемы в торговле нефтью или газом мне представляется все-таки преждевременным", – считает президент России.
"Управлять Россией – нелегкое дело"
Дмитрий Медведев не намерен возвращать в стране выборы губернаторов, но не исключает, что это может сделать следующий глава государства.
"Я не считаю правильным возвращаться к выборам губернаторов, во всяком случае, в исторической перспективе, – подчеркнул Медведев. – Я не считаю, что избрание губернаторов является признаком демократического устройства, в ряде случаев такие технологии создают противоположный эффект". Глава российского государства напомнил, что в Беларуси и других европейских странах руководители регионов не выбираются. "Это вопрос конкретного государства", – добавил Медведев.
По мнению президента России, что нынешняя система "для России – наиболее оптимальная система управления, потому что управлять Россией – нелегкое дело, это – Федерация, которая простирается пока еще на территории 11 часовых поясов".
"Ситуация со свободой СМИ стала лучше"
По мнению Дмитрия Медведева, ситуация со свободой слова в России улучшилась. "Я не считаю, что в наших СМИ, медийном поле происходит какой-то регресс, – сказал глава государства. – Мы меняемся, наши СМИ отличаются от тех, что были в 90-х годах, сейчас, может быть, меньше политически забористых тем, но они менее интересны гражданам".
Медведев отметил, что в 90-х годах недостаток материального благополучия компенсировался бесконечной политической дискуссией: "Это способ управления: когда есть нечего, можно подбросить тему для разговора, когда нацелены на созидательный труд – нужно работать". По его словам, "все оппозиционные персонажи вполне в состоянии донести свою точку зрения до самого широкого круга заинтересованной общественности. "У нас есть оппозиционные партии, входящие или не входящие в парламент, они регулярно появляются в СМИ и говорят все, что хотят", – подчеркнул Медведев. Он уверен, что "даже у таких людей, которые никому не интересны, есть возможность донести свою точку зрения".
"Если говорить об Интернете, у нас около 50 миллионов пользователей, почти половина взрослого населения страны. В Интернете огромное количество медийных ресурсов, в том числе, оппозиционных", – напомнил глава государства, добавив, что "все, кто хотят, говорят, что заблагорассудится – обличают власти, предлагают свои рецепты". "Наоборот, со свободой СМИ стало лучше", – резюмировал Медведев.
Медведев считает себя "особенным блоггером"
Отвечая на вопросы белорусских журналистов, Медведев сказал, что не видит ничего обидного в том, что его называют блоггером. "Нормально отношусь, потому что я и есть блоггер, – сказал Медведев. – Я же имею свой блог, поэтому я блоггер. Особенный, наверное, блоггер, все-таки у меня специфическое положение, но, в целом, ничего зазорного не вижу в том, чтобы называться блоггером".
По материалам ИТАР-ТАСС.
























































































