С орбиты благополучно вернулся интернациональный экипаж: россиянин Роман Романенко, бельгиец Франк де Винн и канадец Роберт Тирск. На станции остались нести космическую вахту астронавт НАСА Джеффри Уильямс и космонавт Максим Сураев. Но к Новому году народу на МКС прибавится. Экипаж "Союз ТМА-17", в составе Олега Котова, Тимоти Кримера и Соичи Ногучи, сдал предполетные экзамены и готовится к отправке на Байконур.
В первый зимний день в казахстанской степи был сильный туман. Вертолеты, которые должны были встретить экипаж, не взлетели. Но для космической техники главный противник не туман, а ветер. Его, к счастью, не было. Спускаемый аппарат сел благополучно.
По мнению специалистов, приземлились космонавты в самое "яблочко": всего полтора километра от расчетного места.
"Не то, что попадание в "яблочко", а попадание в сердцевину "яблочка". Если бы отклонение было, а оно, как правило, бывает три, пять, сто километров, то вы представляете, сколько часов пришлось бы находиться в сложном положении экипажу? А, во-вторых, какой объем работ надо было сделать спасательной службе. Поэтому полтора километра – это идеальный вариант, это – счастье", – убежден руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов.
"Погодные условия были сложными, но российские коллеги отработали так, как будто и не было трудностей", – оценил работу российских коллег глава космического агентства Канады Стив Маклин.
За возвращением сына Юрий Романенко, тоже космонавт, следил из Центра управления полетами. И хотя из отряда он ушел 20 лет назад, о посадке рассказывал с предельной точностью, будто сам находился в этот момент рядом с сыном.
"Сейчас у них перегрузки небольшие, это – включение двигателя, оно там практически не ощущается", – комментировал дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Юрий Романенко.
За полугодовую командировку на МКС Роман Романенко, Роберт Тирск и Франк де Винн от притяжения отвыкли. На ногах стоят пока нетвердо, помогают врачи. 180 дней на орбите для организма – огромный стресс. Чтобы восстановить силы, надо несколько месяцев. Потом можно снова в полет.
"И как наши врачи говорят, сколько человек летает в космосе, столько надо времени на реабилитацию после полета", – делится секретами космической медицины заместитель начальника ЦПК им. Ю.А.Гагарина Юрий Гидзенко.
К посадке космонавты готовились заранее – обязательные тренировки в специальном костюме "Чибис". Он обеспечивает прилив крови к ногам и создает эффект притяжения, чтобы на Земле быстрее привыкнуть к гравитации.
- Рома у нас готовится к возвращению домой.
- Рома, как самочувствие?
- Отлично, готовлюсь к спуску…
А это уже багаж космонавтов. В укладках вовсе не личные вещи, а результаты экспериментов.
"Срочные грузы покрашены красным или оранжевым цветом. И мы в последние часы перед закрытием люка должны срочно погрузить в корабль и отправить их на Землю. Иначе, промедление – смерти подобно", – поясняет Роман Романенко.
А вот Максим Сураев земные блага вкусит нескоро. До завершения его космической вахты – 4 месяца. Правда, скучать долго не придется. Через пару недель на станции появится новый экипаж. Россиянин Олег Котов, астронавт НАСА Тимоти Кример и астронавт Японского космического агентства Соичи Ногучи. В космос летят не впервые. Однако Новый год из них никто еще на орбите не встречал.


















































































