Борис Громов: политика Буша в Афганистане потерпела фиаско

В России и странах СНГ отмечают двадцатую годовщину вывода советских войск из Афганистана. Губернатор Московской области, бывший командующий 40-й армией, Герой Советского Союза генерал Борис Громов рассказал телеканалу "Вести" о том, почему СССР ввязался в эту войну.

В России и странах СНГ отмечают 20-ую годовщину вывода советских войск из Афганистана. Военные на территории Демократической республики Афганистан находились девять лет, один месяц и девятнадцать дней - с 1979 по 1989 годы. Губернатор Московской области, бывший командующий 40-ой армией, Герой Советского Союза генерал Борис Громов рассказал телеканалу "Вести" о том, было ли решение о вводе советских войск в Афганистан ошибкой и почему СССР ввязался в эту войну.

"Военной задачи победить в Афганистане не было. Мы выполняли совершенно иные задачи, кроме военных. А военные задачи заключались в том, что мы уничтожали бандгруппы, которые нападали на нас, на провинции и занимались наркотиками", - рассказал Громов, уточнив, что в то время столько наркотиков в Афганистане не было. "Эти факты хорошо известны по прошлогоднему докладу Генсека ООН: сейчас 93% опиума в мире имеет происхождение афганское",- уточнил генерал.

Громов убежден, что военные базы появились в Афганистане благодаря другим странам, в том числе и США. "Появление и "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы" и движения "Талибан" (запрещена в РФ) – это дело рук, прежде всего, американцев, - считает бывший командующий. - Но они-то это делали, имея в виду, что "Аль-Каида" и "Талибан" будут с нами воевать, а получилось все наоборот. Когда наша армия оттуда вышла, у нас было две цели: вывести своих без потерь и подготовить армию и госструктуры Афганистана к самостоятельной жизни. И сделано это было хорошо".

По мнению Бориса Громова, политические и экономические проблемы в отношении Афганистана неразрывны. "Развивая экономику, афганцы все же должны определиться в своей политике - с кем они, кто для них ближе, с кем связь поддерживать или, наоборот, не поддерживать", - заявил генерал, подчеркнув, что на данном этапе экономика все же важнее, потому что "экономика завязана, прежде всего, на людей". "Чем хуже народ живет, тем сложнее ситуация", - считает он.

Громов убежден, что такая цивилизация, которую Афганистану предлагает Запад, ему не нужна. "Почему Афганистан невозможно сделать, как вы говорите, цивилизованной или, во всяком случае, хотя бы немного стоящей на пути демократии? Этого сделать невозможно, потому что в Афганистане свой уклад жизни. Абсолютно другой. Родоплеменные отношения", - уверен генерал.

Бывший командующий напомнил, что обстановка при выводе российских войск в Афганистане была сложной, потому что страна раскололась надвое. "Одна сторона внутри Афганистана хотела, чтобы мы ушли. И мы тоже, кстати, хотели. Почему и были приняты Женевские соглашения. А другая сторона не хотела. Я имею в виду, прежде всего, руководство Афганистана. Они понимали или, точнее, боялись, что если мы уйдем, то им будет несладко. Дело дошло до того, что мы фактически вынуждены были ужать по времени вывод войск до одного месяца. Кабул мы должны были покинуть в ноябре, а ушли в середине января", - вспоминает бывший воин-афганец.

"Если бы мы оттуда не вышли в полном составе в те сроки, которые были определены Женевским соглашением, то на международной арене это было бы воспринято крайне негативно",- подчеркнул Громов.

Говоря о миротворческой миссии США в регионе, генерал подчеркнул, что, по его мнению, "силой они (США) ничего не достигнут". "И не только в Афганистане, в этом мы уже убедились. Им многие об этом говорили. И мы им говорили об этом тоже, когда встал вопрос о первом вторжении в Афганистан после 11 сентября на поиски "Аль-Каиды". Мы тогда говорили: не найдете ничего, никого не найдете, погубите только массу своих и местных, никакой победы там не будет. Бесполезно",- сожалеет Борис Громов.

По мнению генерала, "есть масса разных методов и способов, и закрытых, и открытых, чтобы бороться с боевиками", помимо военной операции. "Ведь не все боевики. Самое главное - руководители боевиков. Вот с кем надо бороться. А для этого необязательно вводить в страну воинский контингент, большое количество тяжелой техники и авиации. Нужно по-другому. Эти рецепты уже написаны жизнью и кровью, кстати, тоже", - убежден герой войны.