Тема:

Закон о торговле 13 лет назад

Закон о торговле. Кто выиграет, а кто проиграет от новых правил?

В 2010 году российская индустрия розничной торговли начнет жить по новым правилам - их вводит закон о торговле, принятый Госдумой и ожидающий теперь одобрения сенаторов и президента. Каковы основные положения документа, кому он выгоден, а кому - нет?

В 2010 году российская индустрия розничной торговли начнет жить по новым правилам. Во всяком случае, так будет, если закон о торговле (полное название - "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"), одобренный 18 декабря Госдумой, будет поддержан Советом Федерации и подписан президентом Дмитрием Медведевым.

Закон впервые вводит единую систему правил, по которым компаниям розничной торговли - ретейлерам - теперь предстоит работать в России. Главная цель вводимых норм - сделать взаимоотношения между поставщиками продукции на полки магазинов и самими торговыми предприятиями максимально прозрачными, а также защитить потребителей от монополизации розничной торговли.

Одобренный депутатами законопроект устанавливает следующие основные нормы. Прежде всего, с целью предотвратить монополизацию крупными торговыми сетями региональных рынков вводится ограничение - одна сеть может контролировать не более четверти (25%) продаж продовольственных товаров в рамках одного субъекта федерации, городского округа или муниципального района.

Именно это положение вызвало наиболее бурные протесты представителей торгового бизнеса. По настоянию администрации президента, чиновники которой активно дискутировали с коллегами из правительства по отдельным пунктам законопроекта в последние недели, в окончательном варианте закона оно претерпело некоторые изменения. Так, 25-процентное ограничение вводится не с 1 января, а с 1 февраля будущего года, а для Москвы и Санкт-Петербурга - с 1 июля.

Кроме того, в Кремле настояли на уточнении понятия торговой сети, попадающей под ограничение, - магазины должны находиться под единым управлением или работать под одним брендом. Таким образом, рыночные доли, например, "Перекрестка" и "Пятерочки", принадлежащих X5 Retail Group Льва Хасиса, суммироваться не будут - ведь организационно это разные предприятия с разным менеджментом. С другой стороны, если часть магазинов сети работает по франчайзингу, то есть управляется независимыми собственниками, но использует крупный бренд, они будут попадать под ограничение.

Другая сфера регулирования закона - сроки оплаты поставщикам за отгруженный товар. Ретейлеры, разумеется, всегда стремятся увеличить их, так как платить сразу за продукты, которым, возможно, предстоит пролежать на прилавке пару месяцев, им невыгодно. Закон устанавливает максимальные сроки оплаты за товар в зависимости от его категории. Товар со сроком годности до 10 дней должен быть оплачен не позднее, чем через 10 дней со дня приемки товара, от 10 до 30 дней - не позднее 30 дней, за продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольную продукцию российских производителей - не позднее 45 дней.

Есть и еще немало методов, используемых некоторыми сетями для "оптимизации" своих отношений с поставщиками - бонусы и скидки за объем поставленной продукции, плата за "доступ к полкам", навязывание рекламных услуг, требования эксклюзивных поставок только в одну сеть, и т.п. Законом запрещается все это за исключением бонуса за объем проданных товаров, но и он не должен превышать 10% от общей стоимости поставки. При этом в случае с рядом социально значимых продовольственных товаров (их список устанавливается правительством) и такие бонусы запрещаются. Более того, список запрещенных практик завершается словами "и другие", что позволяет добавлять в него новые пункты, если ретейлеры "изобретут" что-то новое.

Реакция представителей торгового бизнеса на закон вполне предсказуема - они недовольны. По словам исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Ильи Белоновского, новые правила увеличат издержки розничных сетей, что неизбежно приведет к росту цен, то есть проиграет потребитель.

"За любую дополнительную выгоду поставщиков и издержки сетей в любом случае кто-то должен платить, - заявил в интервью "Коммерсанту" гендиректор X5 Retail Group Лев Хасис. - Есть риск, что во многом эффект от реального действия закона будет ровно противоположным тем целям, которые декларируют сторонники этого закона". По мнению бизнесмена, закон также ставит иностранных поставщиков продукции в более выгодные условия, чем их российских конкурентов.

Оппоненты торговцев из числа производителей сельхозпродукции, наоборот, уверяют, что закон приведет к снижению цен. В Госдуме также уверены, что законом простимулируют конкуренцию, которая не позволит сетям завышать цены.