В городе Пикалёво Ленинградской области уже неделю нет горячей воды. Это город с населением 20 тысяч человек. В чем причина, в интервью радио "Вести FM" объяснил Дмитрий Савенков, генеральный директор компании "БазэлЦемент". По его словам, с предприятием "злую шутку сыграл кризис".

В городе Пикалёво Ленинградской области уже неделю нет горячей воды. Это город с населением 20 тысяч человек. В чем причина, в интервью радио "Вести FM" объяснил Дмитрий Савенков, генеральный директор компании "БазэлЦемент", объединяющей 14 предприятий, в том числе и градообразующее предприятие "БазэлЦемент-Пикалёво".

- Если у города такие долги перед энергетиками, то как они образовались?

- Начнем с истории. В 50-е годы было принято решение создать сырьевую базу для производства алюминия в стране. У нас в стране нет бокситов. Тогда решили использовать другой минерал – нефелин. Чем он отличается? Содержание в нем глинозема почти в два раза ниже, чем в бокситах, но он есть в больших количествах на Кольском полуострове, и мы его получаем сейчас от "Апатита", который находится в городе Кировске. Производство комплексное. Из одного сырья одновременно получается цемент и химикаты, сода и поташ. С 60-х годов комбинат работает. Работает хорошо. Пережил все кризисы и дожил до 2009 года.

- Видимо, в этот кризис с предприятием что-то случилось, что у вас нет денег на оплату энергии?

- Под это фундамент был заложен еще в 2004 году, когда собственник этого предприятия распродал его по частям, выделил глиноземное производство. Нам принадлежит ТЭЦ, семь домов в городе, большая социальная инфраструктура, химическое производство, цементный завод, и все это связано единой технологической цепочкой. Если не работает один – не работают все. При такой технологии очень высокие затраты. Например, себестоимость производства за первый квартал составила 478 долларов за тонну. А сейчас цены мировые на алюминий и глинозем упали катастрофически. Цена глинозема сейчас 200 долларов.

- Сколько сейчас должно градообразующее предприятие? Как давно вы должны? Как скоро долги можно вернуть?

- Сейчас наш долг составляет 166 миллионов рублей. Он образовался за первый квартал текущего года, потому что мы стоим, производство остановлено из-за упавших цен. Мы перепрофилировали предприятие на производство цемента.

- Это оказалось невыгодным?

- Нет, напротив, цемент нужен. Производство его сегодня рентабельно, мы строим новый цементный завод в Рязанской области. Рынок цемента живет. Но проблема в том, что нам не хватает денег на реконструкцию. Теперь что касается ТЭЦ. Нами накоплено долгов, как я уже сказал, на 166 миллионов рублей. Но город перед нами накопил долгов с 2001 года 143 миллиона рублей. Что произошло? В 2006 году муниципальное предприятие "Теплосеть" обанкротилось. И у нас есть на руках решение суда, но денег мы так и не увидели. На месте обанкротившегося предприятия появилось новое. Но даже оно должно нам определенную сумму денег – 21 миллион.

- Ситуация тупиковая. "Петербургрегионгаз" требует от вас не всей задолженности, а хотя бы часть. Они хотят увидеть, что вы готовы платить и не оставите их на бобах?

- Наши сложные отношения с названными предприятиями и компаниями не должны сказываться на населении. Достигнута договоренность с городской администрацией, что они возьмут у нас ТЭЦ в аренду и будут производить тепло, горячую воду и поставлять их городу. Имеющийся запас мазута – это технологический резерв. Пустить его сейчас в дело, значит зимой, в случае аварийных ситуаций, остаться без тепла. Мы сейчас готовим договор о поставках газа городу. Только тогда будет работать ТЭЦ, а наши экономические разногласия будем регулировать помимо этой ситуации.

- И когда же могут дать горячую воду?

- Как только договор будет подписан, думаю, это произойдет в течение недели, сразу воду и дадим.

- Как сказывается нынешняя ситуация на рабочих предприятия?

- На сегодняшний день у нас сокращено 150 человек из 2700. Шестьсот человек предупреждены о сокращении. Но мы уже два раза откладывали это сокращение, потому что ведем переговоры с поставщиком основного сырья. Вся цепочка убыточна. Они тоже не могут продавать нам себе в убыток. Пытаемся договориться, используя возможные и невозможные схемы о том, чтобы запустить предприятие. Это наша основная цель. Есть прогресс в переговорах. Надеюсь в ближайшее время ситуация будет разрешена и предприятие будет работать в комплексе, то есть будет производить и цемент и глинозем.

- Проблемы предприятия отражаются на всем двадцатитысячном городе?

- Да. Но мы сейчас строим новый завод в Рязанской области. Это будет первый современный завод в России, с новыми технологиями, меньшим потреблением энергии. Мы предложили всем жителям Пикалёва на нем работу. Изъявили желание работать 7 человек, а нам нужно 300.

- Далековато от Пикалёва до Рязанской области. Видимо, и не хотят поэтому?

- Есть такая проблема, но есть и экономические реалии. За прошлый год на глиноземном заводе мы получили 380 миллионов рублей убытков. Мы дотировали это предприятие в течение двух лет. И сейчас, когда себестоимость в два раза выше продажных цен, говорить о каких-то чудесах, просто не приходится. Но мы рассчитываем покрывать убытки за счет производства цемента и прибыли за него. Но, повторяю, кризис сыграл с нами злую шутку.