Для ГАИ закон написан: штрафовать вежливо и улыбаться в камеру

Ждать, пока отдадут честь, от сотрудника ДПС уже не стоит. Теперь считается, что в правой руке должен быть зажат жезл
Ждать, пока отдадут честь, от сотрудника ДПС уже не стоит. Теперь считается, что в правой руке должен быть зажат жезл
Отныне каждый сотрудник ГИБДД обязан вести себя по правилам. Вступил в силу Административный регламент МВД России. В документе прописан чуть ли не каждый шаг милиционера на посту. Интересны даже не сами инструкции, а то, что теперь права и обязанности инспекторов могут изучить и сами водители.

С 1 сентября каждый сотрудник ГИБДД обязан вести себя по правилам. Вступил в силу Административный регламент МВД России. В документе прописан чуть ли не каждый шаг милиционера на посту. Интересны даже не сами инструкции: они и раньше были. Но – для внутреннего пользования. Теперь же права и обязанности инспекторов могут изучить и сами водители.

Ждать, пока отдадут честь, от сотрудника ДПС уже не стоит. Теперь считается, что в правой руке должен быть зажат жезл. Зато новый регламент МВД предписывает, что представляться и общаться инспектор должен вежливо, только на "вы". Доходчиво объяснить причину остановки. И, пожалуй, самое главное – все общение с сотрудником ГИБДД можно снимать на видео.

"Это хорошо, потому что есть ситуации, когда ты понимаешь, что тебя начинают разводить. Достал диктофон, фотоаппарат, говоришь: хорошо, я согласен, но я буду это записывать. Во многих ситуациях сотрудники ГАИ понимают, что "поплывут", если будет разбор, и говорят: да иди уже! Не буду я с тобой связываться", – отмечает Игорь Моржаретто, заместитель главного редактора журнала "За рулём".

И вот так – а именно хвататься за кобуру, а затем и за предполагаемого нарушителя ПДД, угрожая статьей за сопротивление, как это сделал недавно инспектор ГИБДД Северо-Восточного округа Москвы, – отныне, согласно регламенту, сотрудник ДПС поступать уже не будет.

Лейтенанта Узуна уволили (правда, с формулировкой "по собственному желанию") на следующий день после того, как скандальное видео появилось в Интернете. Там подобных роликов все больше. Например, пример патрульно-постовой службы в Сургуте, когда гаишник применяет рукоприкладство.

В социальных сетях тысячи автолюбителей объединились в группы по одному интересу – бороться с инспекторами, которые явно превышают свои полномочия. "Ведут себя многие просто по-хамски, поэтому и не любят видеосъемку. Сейчас разрешили видео, вот я езжу с фотоаппаратом, он в режиме видео. И он всегда включен. Если "непонятки" какие-то возникают, разборки, можно в суде предъявить, и тебя оправдают. Такое уже было не раз", – рассказывает автолюбитель Лев Иовлев.

Такую публичность в МВД, судя по всему, приветствует. Министр взял курс на искоренение коррупции. "За нарушение пунктов данного документа сотрудники несут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения из органов внутренних дел – в зависимости от тяжести допущенного проступка", – уточняет Дмитрий Новиков, начальник отделения организации административного расследования Управления ГИБДД Московской области.

И обращение сотрудника с водителем должно стать более гуманным. Например, когда инспектор лишает прав. "Если это происходит за городом, в поле, инспектор обязан не бросить водителя – "гуляй, Вася", – а отвезти до ближайшего населенного пункта. А если есть подозрение, что водитель нетрезв, отвезти, если что, на освидетельствование. Если не подтверждается, привезти назад к машине и извиниться", – продолжает Игорь Моржаретто.

Весь вопрос теперь – как написанное в регламенте будет исполняться на практике. На водителя ведь не обязательно кричать. К примеру, в Алапаевске Свердловской области на всю дорогу взяли и прочертили одну сплошную. На десятки километров. Ни повернуть, ни обогнать. "Я просто не понимаю, зачем это сделали! Издержали деньги, издержали краску. Весь город и так в ямах, все разрушено. Везде 30-40, на каждом посту стоят гаишники. Зачем эта разметка? Для кого сделали? Может, деньги решили списать?" – возмущается водитель Сергей Пономарёв.

Теперь инспекторам только остается фиксировать нарушение правил. Даже на железнодорожных путях, хотя на переезде и так обгонять нельзя. Железные аргументы и у ГИБДД: только вперед – движение самое безопасное. "Это сделано для безопасности, в первую очередь, наших детей, во вторую – нас самих", – утверждает Андрей Губин, начальник ГИБДД ОВД по г. Алапаевску.

Новый регламент открыт, потому что написан для всех – и водителей, и инспекторов. Всем рекомендуется к прочтению – чтобы разговор на дороге был на одном языке.