Наркоманов лечили электрошоком и бейсбольными битами

В Пермском крае расследуют факты издевательств над пациентами местного наркологического центра. В учреждении, которое должно именоваться лечебным, людей избивали, приковывали к батарее наручниками и пытали электричеством. Даже милиция попала в здание не сразу: центр пришлось штурмовать.

Реабилитация с помощью бит и электрошока. В Пермском крае расследуют факты издевательств над пациентами местного наркологического центра. По данным МВД, в учреждении, которое должно именоваться лечебным, людей избивали, приковывали к батарее наручниками и пытали электричеством. Даже милиция попала в здание не сразу: центр пришлось штурмовать.

Обычному наряду милиции центр реабилитации "Дельфин" пришелся не по зубам, пришлось на подмогу вызывать ОМОН:
- Всем лежать, милиция!

В лесу, на окраине Краснокамска – это 35 километрах от Перми- уже год как существовал так называемый реабилитационный лагерь. А по сути – зона строго режима. Решетки на окнах, высокий забор. 96 человек, страдающих наркозависимостью, здесь держали насильно. "Это особое учреждение представляло для нас интерес в силу того, что были уже заявления, в которых указывалось, что это не просто реабилитационный центр, а место, где людей удерживают насильно, принуждают к совершению каких-либо действий", – сообщил начальник штаба УВД г. Краснокамска Алексей Туров.

Центр курировал некий благотворительный фонд "Пермь – город без наркотиков". Шесть-семь тысяч рублей – стоимость трехмесячного курса реабилитации. Платили родители или родственники – очевидно, даже не подозревая, какие методы тут использовались. Как рассказали сами пациенты, терапия была простой и жестокой. Наркоманов лечили, приковывая наручниками, истязая битами и электрошокерами. Пациент центра Сергей рассказывает о "терапии":
- Подписал бумаги, положили на кровать, пристегнули наручниками.
- Сколько лежал?
- Неделю.

Помещение вообще числилось как нежилое. Никаких документов, кроме устава, оперативники в диспансере не нашли. Зато обнаружили фотографии, на которых – сцены насилия. Организаторы лагеря своих методов, впрочем, и не скрывают, считая их жесткими, но оправданными. "Лечение временем, так скажем. То есть никакого медикаментозного вмешательства у нас нет. Просто изоляция от мира наркотиков. Все. Наркоман – личность неадекватная. Он может приехать по собственному желанию, но у него на 7-8 день может крыша поехать, может нож взять. У нас были такие случаи", – утверждает Александр Шеромов, президент благотворительного фонда "Пермь – город без наркотиков".

Следователи, тем временем, искали вещдоки: "Вот бита, здесь явные следы крови. Отправь на экспертизу". Кроме самодельных бит, эксперты нашли залежи таблеток непонятного свойства. И, самое главное, неясно, кто эти медикаменты выписывал. Ни одного врача в центре "Дельфин" не было.
- Тебе помогало это лечение?
- Нет, наоборот, только озлобляешься на весь мир.

Профессиональные наркологи шокированы подобными методами. Более того, есть свидетельства, что реабилитация одного из пациентов "Дельфина" закончилась летальным исходом. Его отец – Юрий Козеев – ничего не смог доказать. "Его сын был убит в этом центре. Он забирал еще теплый труп из этого центра, весь в синяках, с очевидными следами. И вот в этой очевидной ситуации все это пытались замалчивать и пытались делать так, чтобы очевидный факт убийства сына Козеева не стал поводом для закрытия этого центра", – говорит Олег Зыков, член Общественной палаты РФ, главный детский и подростковый нарколог г. Москвы, президент фонда "Нет алкоголизму и наркомании".

В ходе проверки выяснилось, что из 96 находящихся в центре человек пятеро – находились в розыске. Теперь уже бывшие пациенты написали заявления в прокуратуру, в которых рассказали о своем крайне специфическом лечении в центре "Дельфин". Впрочем многие признались, что дома их не ждут.