В этот день ровно 220 лет назад – 14 июля 1789 года – парижане захватили знаменитую крепость Бастилия. Выбор этого символа для национального праздника как ничто другое отражает особенности французского менталитета.

Как вам такой диалог?

- В Париже был?

- Был.

-Бастилию видел?

- Ну, видел, конечно. Там, вообще, много чего есть...

В том-то и дело, есть День взятия Бастилии, есть площадь Бастилии, а самой Бастилии – нет. Но в память о ней – стоит бронзовая колонна аж в 80 метров высотой. Памятник архитектуры. Но ведь и Бастилия (или Бастида, как ее называли в старину) была памятником архитектуры. Ее построили еще в первой половине XIV века как сторожевую башню на подступах к городу. И все, что с ней происходило потом, очень символично и парадоксально.

Сначала в ней находили убежище от народного гнева французские короли. И только спустя полтора века Бастилию превратили в тюрьму для особо опасных преступников. При этом, казалось бы, такое сугубо секретное место было вовсе не безлюдным. Наоборот, вокруг Бастилии вырос оживленный квартал ремесленников и торговцев.

О злоключениях узников Бастилии ходят легенды. А на самом деле строгости и ограничения зависели от личности коменданта и узника. Хотя и верно, что одной из причин падения Бастилии именно в 1789 году стала суровость ее тогдашнего коменданта – мсье Лонэ.

Однако революционные события в Париже начались вовсе не с пафосного захвата древней крепости как символа деспотизма и беззакония. Начали парижане с более практичных акций – 13 июля был разграблен Арсенал, затем Дом Инвалидов и городская мэрия. А уж потом, вооружившись и приодевшись, толпа добралась до замка. И освободила всех его узников. Которых было всего семь человек. Причем, того единственного, о котором до сих пор вспоминают – маркиза де Сада – в Бастилии в тот день уже не было. Его накануне перевели в лечебницу Шарантон.

Показательно. что в день взятия Бастилии мысль разрушить тюрьму никому в голову не пришла. Это сделали два года спустя, чтобы придать второе дыхание революционному настрою масс. Что, впрочем, не помешало тут же развернуть торговлю битыми кирпичами Бастилии в качестве сувениров. В настоящее время это ценный предмет антиквариата. И доказательство того факта, что французы – очень своеобразные люди. Они смеясь расстаются со своим прошлым, но при этом никогда не забывают о нем.