Юбиляр-москвич, чье имя знают во всем мире – аэропорту Шереметьево исполнилось полвека. Изначально военный аэродром, он стал гражданским по устному распоряжению Хрущева. Впечатлительный генсек слетал в Лондон и решил, что нужно догнать и перегнать Запад по качеству воздушных ворот.
Самолёты в Шереметьево взлетают и садятся почти 600 раз за сутки. В прошлом году аэропорт обслужил более 15 миллионов человек. А ведь 50 лет назад таких объемов даже в перспективах не было. 11 августа 1959 года на взлётно-посадочную полосу Шереметьева впервые сел гражданский самолёт. Ту-104 выполнял рейс из Ленинграда.
В 1964 году заработал аэровокзал Шереметьево-1 и историческое здание посадочного павильона. В 60-е годы он, из-за внешнего сходства получивший название "рюмка", считался вершиной и технической и дизайнерской мысли. Сейчас на фоне новых терминалов из стекла "рюмка" кажется устаревшей. Но сносить здание не спешат. Уже 50 лет оно – что-то вроде символа аэропорта Шереметьево.
Международный Шереметьево-2 появился лишь в преддверии московской олимпиады. Но мозг и сердце до сих пор здесь – в самом первом здании аэровокзала, рядом со строящейся диспетчерской вышкой высотой с 20-этажный дом.
Обычному человеку в диспетчерскую аэропорта не попасть никогда. Кроме авиадиспетчеров все здесь говорят только шёпотом. "Мы сажаем самолеты даже в туман, до третьей категории сажаем, – рассказывает авиадиспетчер Игорь Троицкий. – А третья категория – это практическая видимость – 200 метров".
Главный дисплей напротив диспетчера показывает заход самолёта по глиссаде, то есть по вертикальной траектории и по курсу – горизонтальной. Здесь самолёты только сажают. Этажом выше и с прямой видимостью на поле руководят рулёжкой лайнеров. А маленький домик между двух взлётно-посадочных полос – диспетчерский пункт, где руководят взлётами.
По периметру аэропорта установлены маленькие динамики – целая биоакустическая система. Без неё – никуда, ведь для самолётов пернатые – это зло. На плёнку записаны голоса птиц в момент опасности. Раньше птиц пугали по старинке. Теперь подход – исключительно научный.
"Антикрот – это ультразвуковой сигнал для борьбы с грызунами. Уменьшение числа грызунов на аэродроме также уменьшает привлекательность хищных птиц к аэродрому", – поясняет инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов аэропорта Шереметьево Ирина Иванова.
Для обычных пассажиров в аэропорту много неизвестного. Чемоданы, сдающиеся в багаж, например, проходят сложную, многоуровневую проверку. Сначала сумки исследуют при помощи рентгена и газоанализатора. Если система автоматически выдаёт сигнал тревоги, диспетчер отправляет чемодан не направо – на погрузку, а налево – в огромный, с толстыми свинцовыми стенками томограф – чтобы досконально изучить содержимое сумки на опасные вещества.
Цветовая гамма – по ней ориентируется диспетчер. Что есть красный, и что есть зелёный, – это тайна – почти такая же строгая, как и военная. Если подозрения диспетчеров подтвердятся, будут искать хозяина багажа.
Они произносят по 1200 объявлений в день – строго и одновременно приветливо. Работа сложная, и поэтому в аэропорту активно тестируется автоматическая система голосового оповещения. Объявлять рейсы будет компьютер. Человеку только и останется, что следить за его корректной работой.
Юбилей Шереметьево вообще встречает масштабной модернизацией. Строятся просто огромные новые терминалы. Пропадут привычные Шереметьево-1 и Шереметьево-2. Вместо них – общепринятое европейское буквенное обозначение.
"На месте первого терминала существующего будет терминал В, – рассказывает генеральный директор международного аэропорта Шереметьево Михаил Василенко. – Ещё правее будет комплекс бизнес-авиации, он будет называться терминал А".
Терминал С уже работает – справа от Шереметьева-1. D, Е и F – они будут находится в районе Шереметьева-2 и на полную заработают в конце первого – начале второго квартала следующего года. А когда построят третью взлётно-посадочную полосу, Шереметьево выйдет на проектную мощность обслуживания пассажиров до 25 миллионов человек в год.