Город-спутник Игналинской АЭС превратится в город-призрак

Меньше чем через два месяца в Литве закроют Игналинскую АЭС, которая снабжала электричеством все страны Балтии
Целый литовский город, где живут русскоязычные физики-ядерщики, может превратиться в город призрак
В маленьком литовском городке Висагинасе с населением в 30 тысяч с мирным атомом связаны все
Меньше чем через два месяца в Литве закроют Игналинскую АЭС, которая снабжала электричеством все страны Балтии
Целый литовский город, где живут русскоязычные физики-ядерщики, может превратиться в город призрак
В маленьком литовском городке Висагинасе с населением в 30 тысяч с мирным атомом связаны все
Читать Вести в MAX
Меньше чем через два месяца в Литве закроют Игналинскую АЭС с реакторами чернобыльского типа. Сделать это Вильнюс обязался, вступая в ЕС пять лет назад. Вся Прибалтика почувствует острый дефицит энергии, город Висагинас, где живут русскоязычные физики-ядерщики, и вовсе обречен.

Меньше чем через два месяца в Литве закроют Игналинскую АЭС, которая снабжала электричеством все страны Балтии. Остановить оба блока атомной станции лишь потому, что они якобы чернобыльского типа, Вильнюс обязался, вступая в ЕС пять лет назад. Мало того, что вся Прибалтика почувствует острый дефицит энергии, так еще и целый литовский город, где живут русскоязычные физики-ядерщики, может превратиться в город призрак.

Для отца Иосифа (Затеишвили) технические аббревиатуры "цех централизованного ремонта" – понятия вовсе не чуждые. В цехах Игналинской атомной электростанции и утварь церковную помогали делать, и даже больше. "У нас священники из работников АЭС!" – утверждает настоятель храма Святого великомученика Пантелеймона.

Иначе – никак. В маленьком литовском городке Висагинасе с населением в 30 тысяч с мирным атомом связаны все. Атомную электростанцию и ее город-спутник четверть века назад построили вместе. Но теперь АЭС закрывают, а про сам Висагинас заговорили: это будет мертвый город.

"Когда ты отдал станции не один десяток лет, приходит время, когда станция закрывается не потому, что она должна была закрыться, а потому что было принято решение, что ее просто надо закрыть", – говорит Сергей Монахов, ведущий инженер отдела ядерной безопасности Игналинской АЭС.

Закрытие АЭС было условием вступления Литвы в ЕС. Даже произносить слова "реактор чернобыльского типа" брюссельским чиновникам будто было страшно. Теперь страшно руководству самой Литвы – подсчитывать многомиллиардные убытки: электроэнергию придется покупать, нужны деньги на пособия увольняемым. "Как сейчас обходятся? Сейчас никак не обходятся. Сократили, иди и все!", – рассказывает Людмила Фреене, мастер базы оборудования Игналинской АЭС.

"В первый момент был шок! От того, что строили, готовились работать, и вдруг принимается такое решение, что станция будет закрываться", – сетует Виктор Шевалдин, генеральный директор Игналинской АЭС.

Большее потрясение для маленького Висагинаса трудно было придумать. Здесь даже детские площадки похожи на кристаллические решетки, но кажется – как еще им выглядеть в городе атомщиков.

Висагинас строили быстро, с комсомольским азартом, на стройку съехались специалисты из разных уголков СССР. И дома получились вильнюсской, ленинградской, обнинской планировки. И вот теперь самый молодой город Литвы стремительно ветшает, ржавеют лесенки на детских площадках, а с закрытием Игналинской АЭС ее город-спутник, может и вовсе превратиться в город-призрак.

В середине 70-х этот городок заговорил по-русски, здесь до сих пор литовцев всего 15%. В Литве просто не было своих специалистов, звали физиков-ядерщиков из России, Казахстана, Украины. Теперь они остались не у дел. "Специалисты этой стране просто не нужны!" – жалуется Олег Хабаров, заместитель начальника смены Игналинской АЭС.

Родители Олега Игналинскую АЭС строили, он сам закончил Обнинский университет ядерной энергетики, приехал сюда работать. Теперь спешит поменять свое литовское гражданство на российское и быстрее уехать. Но работу по специальности точно не найти: все, что могут предложить на бирже труда, – переучиться. "Мы предлагаем: сварщики всех категорий, столяры, отделочники, маляры", – подтверждает Дал Синкевичюте, сотрудник биржи труда г. Висагинаса. "Зачем было 10-12 лет работать, чтобы потом чуть ли не дворником работать?" – недоумевает Хабаров.

Станцию остановят, но места для всего отработанного топлива пока нет – хранилище еще не достроили. На демонтаж АЭС уйдет почти 25 лет. И миллиард евро. Модернизировать ее стоило бы столько же.