В Москве открылась старообрядческая ярмарка

В Москве открылась старообрядческая ярмарка
В Москве проходит Всероссийская старообрядческая ярмарка. На прилавках выложены такие уникальные товары во всей России от старинных книг до тканей из конопли. Но самое интересное здесь - это люди и их разговоры. Например, о возможности объединения старообрядцев с православными.

Всероссийская старообрядческая ярмарка по случаю празднования Недели святых жен-мироносиц (третья неделя после Пасхи) расположилась на территории Рогожского поселка в Москве. Места, известного с конца XVIII века, как центр для старообрядческих общин.

И вот уже вокруг белой церкви-колокольни Воскресения Христова расставили многочисленные прилавки - на столичную ярмарку съехались мастера со всей России. Среди них и пчеловоды из Алтайского края, и казаки из Рогожской станицы, и мастера уникальной романовской игрушки из Троицкого села Липецкой области. Не обошлось и без представительства известной школы московских издателей-староверов.

Неповторимым духом старообрядчества проникаешься, едва успев подойти к первым торговым рядам - все продавцы, будто персонажи книг Лескова: статные женщины за прилавками в платках и старинных красных сарафанах с вышивкой. И мужчины не уступают им: мелькают разноцветные льняные рубахи, либо гимнастерки удивительного покроя шапки.  Непривычные для продавцов серьезные лица "украшены" окладистыми бородами или неимоверной длины казацкими усами. Вроде и видно, что праздник, но какой-то очень сосредоточенный.

А вокруг рядов огромные очереди. Например, желающих приобрести горный мед, эфирные масла и алтайские чаи. Как рассказали продавцы корреспонденту "Вестей", на ярмарку привезены только натуральные продукты, и их не только можно, но и нужно покупать.

Не меньше народу толпится возле прилавков со старинными льняными платьями и косоворотками. Прежде чем приобрести, покупателям здесь разрешено потрогать любую ткань, а продавцы не преминут напомнить, что лен издревле славится своими оздоровительными качествами. Для любителей необыкновенного рядом положили два рулона материи из конопли. По понятным причинам эту ткань в России больше не производят.

Свой товар выставили и казаки Рогожской станицы. Столы завалены казачьими шашками, плетьми, шапками и ремнями.

"Вот это башлык, – дружелюбно разъясняет рогожская казачка, указывая на шерстяной капюшон на длинных завязках. – Его казаки надевают в холод, чтобы не дуло в шею".

Но определенная часть покупателей идет мимо, их ярмарка привлекает не столько едой и возможностью приодеться, а возможностью купить редкую книгу. Один из прилавков ломился от тяжелых, почерневших от старости фолиантов.

"Когда-то раскольничьи типографии выпускали такие книги большими тиражами, - объясняет заведующий церковной лавкой Преображенского монастыря и главный редактор старообрядческого издательства "Третий Рим" Максим Пашинин. - Издания могут показаться вам редкими, но во многих музеях имеются подобные этим экземпляры. Например, у нас есть Диоптра 1787 года (занимательный учебник Филиппа Пустынника о человековедении и самопознании - Е.Т.), Каноник (богослужебная книга, содержащая в себе избранные молитвы Богоматери - Е.Т.) и Часовник XVIII века (вариант Часослова, предназначенный для тех, кто присутствует на службе - Е.Т.). Сегодня эти книги у нас покупают старообрядцы. Мы продаем и староверческие иконы, некоторые из них отлиты еще до революции. Как видите, многие довольно хорошо сохранились, даже эмаль не стерта".

На ярмарке бесплатно раздают номера газеты Русской Православной Старообрядческой Церкви "Благовестъ".  Представитель газеты Михаил Терентьев общается с посетителями ярмарки, в числе которых бывают и "новообрядцы", и обсуждает с ними один из вечных вопросов – возможность объединения двух Церквей.

"Я старовер, и думаю, что мы, наверное, никогда не объединимся с православными, - говорит Михаил. - Православные вряд ли примут те обычаи, которые существовали в Церкви до раскола 1650-60-х годов (после реформы Патриарха Никона - Е.Т.). Конечно, староверов в России гораздо меньше, чем православных, но наш покойный митрополит Русской Православной Старообрядческой Церкви Андриан активно привлекал внимание общественности к староверию. Да и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сейчас дружит с нами. А это значит, что обе Церкви могут спокойно сосуществовать".