Первая инновационная премия России будет носить имя изобретателя телевидения Владимира Зворыкина. И это не случайность. Его открытие буквально перевернуло мир, определило лицо ХХ века. По мнению организаторов, именно к таким масштабам и должны стремиться современные ученые, представляющие на выставке свои разработки.
1938 год. Первые публичные телепередачи Советского Союза. Еще нет даже такого слова "телезрители". А первое телевидение и первые телевизоры появились в России в 1911. Студент Петербургского технологического института Владимир Зворыкин со своим преподавателем Борисом Родингом экспериментируют с передачей изображения на расстоянии. Телевизор из комбинации белых и черных полосок. Зворыкин хочет делать телевидение только в России. И даже революционная смута его поначалу не пугает.
"Жалуется солдат на издевательства. Что Зворыкин заставляет его считать в какую-то дырочку", – говорит Василий Борисов, доктор технических наук, профессор.
Следователь оказался разумным, и Зворыкина отпустили. А в 1918 его арестовали в Екатеринбурге. За то, что собирался искать радиодетали на территории, занятой белогвардейцами. Дело шло к расстрелу. Но Екатеринбург взял Корнилов, и Зворыкин остался жить. Более того, получил задание от генерала – построить мощную радиостанцию. Поехал в Америку. В командировку. Белых разбили, и Зворыкин остался за океаном. Помыкавшись с идеей передачи изображения, встретился с бизнесменом русского же происхождения Давидом Сарновым.
Они оба были слегка романтиками тогда. Делали бизнес на идее. Свободное распространение информации означало для них общество свободных людей. Но надо было придумать телекамеру. Как уместить на меленькую пластину сорок с лишним тысяч капелек серебра, чтобы свет преобразовывался в электричество?
"Зворыкин предложил взять щетку, по ней провести, чтобы с нее летели капельки", – рассказывает Алексей Наливкин, внучатый племянник Зворыкина.
Первые трансляции перевернули сознание. В Советской России об изобретении, конечно, узнали. В 1933 году Зворыкин с американской делегацией приезжает в Москву. Общается с коллегами, делится опытом, но так, что главных секретов не выдает. Как сделан иконоскоп – остается тайной. Через год, приехав в Союз, Владимир Зворыкин видит, что первая советская телекамера создана. Зворыкина обхаживают как драгоценность. Берия лично возит его на Черное море, катает на личном самолете, водит в Большой. Зворыкин почти готов остаться. Но узнает, что его учитель, профессор Борис Родинг, расстрелян. Перепуганный и подавленный, едет в Берлин. В Германии, первой стране на планете, уже год существует регулярное телевещание для всех. Посмотрев, как распорядился его изобретением Гитлер, Зворыкин скажет американским журналистам: "Телевидение из чуда превратилось в чудовище".
Только в 1939 году в Америке компания Сарнова RСА вместе со Зворыкиным начала вещание на всю страну. В эфире с первым телеобращением к народу появился президент Рузвельт. Благоденствие оказалось недолгим. Маккартизм, охота на ведьм. Естественный демократ и аполитичный технарь обвинен в сочувствии коммунистам. Зворыкину надоедает политическая возня. На досуге он работает над альтернативным топливом. У себя дома выращивает грибковую плесень. Особняк, поездки за любимой черной смородиной на Кипр.
Когда его спрашивали, что самое главное в телевизоре, он отвечал: выключатель. Это не шутка. Когда отец телевидения умер, выяснилось, что дома у него никогда не было телевизора.